10 ноября в запорожском концерне «Городские тепловые сети» сообщили, что избежать повышения цены на газ в этом отопительном сезоне не удастся.

Говорят, что подорожание составит ориентировочно 8%, и связано это с тем, что растет сама цена на голубое топливо. Но давайте для начала вспомним, что такое газ для Украины в историческом контексте.

В 1975 году в нашем государстве добывалось 75 миллиардов кубометров газа, а на протяжении последних 7-8 лет нам почему-то озвучивают цифру уже в 20 млрд «кубов». Спрашивается, а куда подевались прежние объемы? Этот и другие вопросы на данную тему мы адресовали эксперту в энергетической сфере Александру Козыряцкому.

– Сегодня запорожцам стали приходить платежки, в которых указана цена на доставку газа. В чем суть этого новшества?

– На данный момент стоимость голубого топлива для населения колеблется в пределах от 8200 до 8600 гривен – в зависимости от региона и поставщиков ресурса. Но в прошлом году, если вспомнить, цена на газ была выше. На каком основании и исходя из какой логики появилось это нововведение? Весной, по окончании минувшего отопительного сезона, цена снижалась – это сезонная тенденция, когда уменьшается потребление ресурса. Тогда же председатель НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев на всю страну говорил о том, что неповышение цены на газ – это чуть ли не его личная заслуга. Однако почему тогда в августе эта цифра увеличилась почти на 50%?

Что касается калькуляции затрат по доставке газа, этот момент во многом надуманный. Есть четкий технологический регламент: добыча, транспортировка, поставка, потребление и оплата за ресурс. Причем здесь доставка газа? Где фигурирует сей пункт? Это самая натуральная двойная тарификация! В стоимость при балансовом ценообразовании входит все – и себестоимость, и транспортировка на внешних и внутренних сетях, и оплата потребителем. Поэтому лично меня поражает наглость, с которой нынче выставляются счета за доставку газа.

То же самое касается обслуживания газовых счетчиков и их установки: эти суммы также заложены в ресурс. А нам рассказывают о какой-то «поддержке давления» в сетях и их обслуживании. Все эти пункты уже учтены при цено- и тарифообразовании. То есть, грубо говоря, на нас наживаются господа, плотно сидящие на газовой трубе. Рынок должен быть эффективным, а сводный энергетический баланс в Украине как таковой отсутствует со времен провозглашения независимости. Просто потому, что это кому-то невыгодно.

– Александр Николаевич, правительство заявило, что с 1 августа в нашей стране заработал рынок газа. По вашему мнению, что такое вообще рынок и заработал ли он на самом деле? Кто его участники, влияет ли этот фактор на уменьшение цены на газ?

– Основная цель рынка – защита потребителя. Здесь прав тот, кто платит деньги за услуги. Но рынок в украинских реалиях банально не работает, потому что при отсутствии уже упомянутого мной сводного энергетического баланса он невозможен в принципе.

Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательства перейти на условия и правила Европейской энергетической хартии, по которой от нас требовался так называемый анбиндлинг, то есть разделение функций на газовом рынке. Но в Украине все произошло по-иному, мягко говоря – никто функционал не разделял. Государство не вмешивается в субъект хозяйственной деятельности, устанавливая правила игры и стандарты, которые контролирует через другие механизмы рынка. Иными словами, оно не выполняет своих функций, и эта имитация преподносится нам в качестве «либеральных подходов в экономике».

Кстати, занимательный факт: согласно ратифицированной нашей страной резолюцией с Организацией Объединенных Наций, платеж за энергетические ресурсы должен составлять не более 15% от бюджета домохозяйства. И как эта норма выполняется в нашей стране? В результате у нас создан не рынок, а «рыночки», владельцы которых прописывают в них выгодные для себя условия игры. А государство не вмешивается. У нас рынок газа не поделили, а разделили между собой те, кто ближе к власти.

– При этом правительство декларирует, что на украинский рынок поступает газ из Европы. Насколько это вообще реально?

А где в Европе добывается газ? Ну, кроме Норвегии? Да нигде! Причем не совсем понятно, каким таким «волшебным образом» этот газ попадает в Украину. Нам рассказывают о так называемом «реверсе» – когда премьером нашей страны был Арсений Яценюк, а в газовой отрасли «смотрящим» стал некий Амос Хохштейн, который и «курировал» этот вопрос до октября текущего года. Заявляю ответственно: технически никакой «реверс» газа невозможен – точка. Река течет в одну сторону, как говорится.

– То есть реверс происходит исключительно на бумаге – и никак иначе?

– Именно! С этой целью и были открыты фирмы в Венгрии, Словакии и Польше, и якобы они посредством «реверса» поставляют газ – по европейской, заметим, цене! – в Украину. Которая, кстати, сама добывает этот ресурс, но сколько конкретно, точно неизвестно. Вернее, власть предпочитает народу этот факт не озвучивать. Но, опять же, ответственно заявляю: мы можем себя обеспечить газом безо всяких «реверсов», поскольку у нас наблюдается его профицит – хватит и для населения, и для промышленности.

Важно просто уяснить одну вещь: некоторыми силами специально и заведомо разрывается баланс газа по территории Украины. На границе с нашей державой отсутствуют узлы учета – как на входе, так и на выходе. Вот так и «формируются» газовые платежки – с накрутками и схемами, выгоду от которых получают олигархи, а страдают рядовые украинцы.

Есть в Словакии такой населенный пункт – Великий Копушан. Там наша газотранспортная система делает «петлю» – вот там и насчитывают так называемый «реверс». Причем в НАК «Нафтогаз Украины» стоит огромный стенд, который весь данный процесс якобы и пеленгует. И докладывают потом нам вполне официально, что в такой-то день, в такой-то месяц реверс составил столько-то кубометров. Это готовое уголовное дело, и «шить» ничего лишнего не требуется!

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

Поделиться
Категорії:ЖКГ Консультації