– Девочка, кем ты хочешь стать?
Когда юной Лерочке Лютинской задавали этот вопрос, она без тени сомнения заявляла:
– Я буду актрисой!
Причем именно театральной – она знала это твердо, хотя и в театре-то толком никогда не была! Актриса Запорожского театра молодежи Валерия Лютинская верит, что у каждого человека в жизни есть предназначение…
Смешная девчонка
Лера выросла в поселке Новый Свет Донецкой области. Родители работали на электростанции. От папы она унаследовала чувство юмора. Много позаимствовала у бабушки, которая с наслаждением декламировала стихи. Помимо прочего, внучке досталась ее великолепная память.
Лере все давалось легко (возможно, даже слишком: позже судьба жестоко за это отыгралась), в школе послушная девочка без проблем осваивала любой предмет. А на литературе, когда задавали стихи наизусть, учительница оставляла ее напоследок, предвкушая эффектный финал урока. Однажды это выручило Леру: она не выучила лермонтовское «Бородино», но пока его читали одноклассники, запомнила и продекламировала с обычным блеском.
В поселковом Дворце культуры Лютинская была «звездой» сразу трех кружков: танцевального, вокального и театрального. А в музыкальной школе учителя восхищались, как она тонко чувствует музыку.
В Харьковский институт искусств имени И. Котляревского (сейчас – Национальный университет искусств) Валерия тоже поступила с легкостью. Перед началом выступления каждый абитуриент должен был разуться и измерить свой рост. От волнения Лера сбросила туфельки прямо перед столом комиссии и босиком прошлепала на сцену, где стоял ростомер. Там она вступила в борьбу с прибором, дергала его и нажимала минут 5. В отчаянии обернулась и увидела, что вся комиссия давится от смеха. После этого ее почти не стали слушать – приняли.
Хотя руководитель курса Николай Борисенко называл Лютинскую «палки в колеса» за ироничные замечания и едкие шуточки, которые она отпускала, преподаватели ее любили. Особенно радовало расположение Валентины Чистяковой. Подумать только: целый год им преподавала жена Леся Курбаса!
– Ее привозили на черной «Победе», – вспоминает Валерия Лютинская. – Большой автомобиль обтекаемой формы – такой же «ретро», как она сама. Чистякова необычно одевалась, а волосы укладывала волной, по моде своей молодости. Но преподавала не «по Станиславскому»: давала этюды и упражнения, которые когда-то выполняла у Курбаса…
Наверное, Лера хотела походить на эту элегантную гранд-даму, настоящую Актрису. Но на деле выпускница института искусств выглядела 14-летним подростком и по театральным меркам годилась только на амплуа травести (актрисы, играющей мальчиков и девочек). Неудивительно, что с несколькими однокурсниками ее пригласили в только готовившийся тогда к открытию Запорожский театр юного зрителя.
Свеженький человек
В Запорожье Лютинская приехала уже замужней женщиной. С Вадимом они познакомились 1 января. Его друзья устроили в студенческом общежитии института искусств шумную новогоднюю вечеринку. Утром Вадим пробегал по коридору мимо кухни, но вдруг вернулся и остановился в дверях:
– Первый раз вижу 1 января такого свеженького человека!
Девушка, варившая кофе, светло улыбнулась в ответ. А 28 апреля, перед Лериным выпуском, влюбленные расписались.
Уже живя в Запорожье, молодые супруги решились на сущую авантюру. Лера не умела ездить на велосипеде. Но они взяли напрокат велосипед – и месяц она тренировалась. Потом парочка отправилась на поезде в Бологое. Оттуда 360 км до Санкт-Петербурга, где тогда жили родители Вадима. Это расстояние они задумали преодолеть на двух колесах по лесным тропам. Ночевали в палатке, собирали грибы, чернику, варили на костре не только еду, но даже варенье. Однажды все их припасы сожрала корова… Романтика!
Правда, на десятый день супруги завязли в болоте. У Вадима были высокие сапоги, у Леры – низкие полусапожки. Пришлось ему по очереди перетаскивать рюкзаки, оба велосипеда и даже саму женушку – благо, миниатюрную. В результате оба так устали, что решили последний отрезок пути проделать на электричке.
Джульетта forever
Когда Леру пригласили в Запорожский ТЮЗ, Вадим взял академический отпуск в политехническом институте, где закончил четыре курса, и поехал с женой. Чете повезло: им сразу дали квартиру на Бабурке, а для Вадима нашлась работа в ТЮЗе. Театр его поглотил: когда закончился академотпуск, он не стал возвращаться к занятиям. Зато позже закончил Высшую профсоюзную школу культуры в Петербурге. Как и Лера, он был человеком творческим: хорошо рисовал, играл на гитаре, многое умел делать своими руками.
Осенью 1979 года в ТЮЗе параллельно готовили два спектакля: «Драматическую песню» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» и «Привет, Синичка!» по пьесе Ярослава Стельмаха. Пафосная «Драматическая песня» больше подходила для открытия нового театра. Но через несколько дней после нее состоялась премьера «Синички», где у Лютинской была роль Оли – школьной любви главного героя. Сколько потом она переиграла девочек и мальчиков! А сколько сказочных персонажей! Особенно любила Муху-Цокотуху из одноименного мюзикла и Мышку из «Терема-теремка».
– Моя стихия – песни, танцы! – смеется Валерия Лютинская. – Такое ощущение, что я сама только недавно повзрослела. А тогда не чувствовала себя взрослой. Да и внешне…
В 1986 году Валерия Лютинская сыграла Джульетту. Спектакль был музыкальным, хотя роль давалась тяжело: режиссер-постановщик Игорь Борис почти не занимался сценами, где Ромео (актер Владимир Голяк) вдвоем с Джульеттой. Переложил это на плечи Нины Щербаковой. Результат оказался на удивление удачным: публика пришла в восторг!
– Однажды я опаздывала на репетицию, – рассказывает Валерия Лютинская. – Бегу к трамвайной остановке. Вижу: вагон, в который рассчитывала сесть, уже отправляется. Тронулся, поехал и вдруг остановился возле меня. Женщина выглянула из окошка и крикнула: «Джульетта, садитесь!»
Прощальный сон
Увы, любовь Валерии Лютинской, как и ее юной героини, закончилась трагически. На излете 1990-х наступили трудные времена. Зарплату почти не платили, жить было не на что. Рассчитывая заработать, Вадим согласился помочь знакомым с их бизнесом в Петербурге. Тем более там тогда жили его родные.
Кроме квартиры в самом Питере, у родителей Вадима был домишко в деревушке за городом. Отец, преподаватель вуза, на зимних каникулах поехал туда на неделю. До деревни надо было добираться через лес – несколько километров на лыжах. Но они сломались, и пожилой мужчина замерз в сугробе. А спустя полтора года, в июле, Вадим и его брат поехали привести в порядок могилу отца. Когда все сделали, брат остался, а Вадиму надо было в город. Он ушел – и больше его никто не видел.
– Муж считается пропавшим без вести, – в голосе Валерии Лютинской до сих пор звучит боль. – Но я знаю, что его нет в живых. Тем летом мне приснился сон: междугородный звонок, поднимаю трубку квартирного телефона (мобилок тогда еще не было) и понимаю, что на том конце провода Вадим, но я его не слышу. Через какое-то время мне позвонили и сказали, что не могут его найти. Спустя еще несколько месяцев приснилось, что он пришел ко мне. Говорю: «Вадим, я тебя так жду! Когда ты вернешься?» – «Я не могу. Меня в этом мире нет». И все равно я его ждала. Отказала нескольким мужчинам, которые делали мне предложения…
Три женщины
Да и в театре с тех пор все стало складываться не так замечательно. Вроде бы логично: раз речь идет о Театре молодежи, то в нем главенствует новое актерское поколение. Но многолетним поклонникам коллектива обидно, что талантливой Лютинской, которая проработала тут уже 40 лет, значительных ролей практически не достается.
Но, пожалуй, с особым трепетом она вспоминает свои роли в спектакле «Последний пылкий влюбленный» – трех женщин, за которыми пытается ухаживать главный герой (его играет режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист Украины Сергей Цевелев). Лютинская создает настолько непохожие характеры, что зрителям кажется, будто перед ними разные актрисы!
– Прочитав пьесу, я испугалась, что Сергей даст мне какой-то один фрагмент, – сознается Валерия Лютинская. – Поняла, что не могу отказаться ни от одной из этих женщин. Такая жадная стала! Сказала: «Сережа, я согласна при условии, что получу все три женские роли». И вот играю все три! Хотя ни одна из них – не я.
Зимняя роза
Так какая же она – Валерия Лютинская? «Консервативный, домашний человек. Не богема», – говорит о себе она сама.
… В кабинет входит дама в элегантном платье. Светлые волосы аккуратно уложены. Наверное, как студенты взирали на Валентину Чистякову, так теперь ученики Запорожской школы искусств №4 смотрят на преподавателя сценической речи Валерию Леонидовну Лютинскую: истинная Актриса! Особенная – совсем не такая, как окружающие.
Да только ее путь давно не усыпан цветами. Если честно, в последнее время букеты Лютинская получает редко. И розы почему-то ее «не любят»: слишком быстро вянут. Только та, которую 31 декабря, накануне 2020 года, Валерии Леонидовне подарила дочь, простояла три недели. Может, это знак?..
Виталина ДОРОШЕНКО