Это случилось вечером 17 июня, семь лет назад. Вернувшись с работы, Марина поговорила по телефону с мамой. В тот день они, как обычно, созванивались и утром, и в обеденный перерыв. Вечерняя беседа в половине десятого – тоже ничего особенного. Говорили о делах. Марине была по душе работа выпускающего редактора в киевском издательстве «Наш формат». Она прочла маме стихи – трогательную «Колискову».
Чуть позже, болтая по телефону с двоюродной сестрой, рассказала анекдот. Приготовила ужин: салат и пельмешки. Подошла к открытому окну, села на подоконник, прислонилась к раме… Ее тело нашли прохожие. Поэтессу Марину Брацило похоронили на Хортице.
Та мені й на смертній тризні
Треба, як живій:
Пісня матері. Вітчизна.
І цілунок твій.
Слово «вундеркинд» переводится как «чудо-ребенок». Наверное, это прозвучит чересчур громко, но я действительно считаю – Маринка Брацило была нашим чудом. Судите сами: девочка-подросток, выросшая в насквозь русскоязычном Запорожье, вдруг стала писать стихи на украинском. Да такие, что впору позавидовать профессиональным литераторам!
Мама поэтессы Людмила Федоровна вспоминает, что однажды (дочке тогда было годика четыре) они с отцом подарили ей серый блокнот. И как же удивились, когда потом увидели в нем нацарапанное: «Песни Марины Брацило». Предвидение? Или начало?
– Если честно, вне творчества я себя не припоминаю вообще, поскольку с раннего детства пыталась писать нечто, гордо называя это стихами и песнями, – говорила Марина. – Но официальный отклик для большинства поэтов начинается с даты первой публикации. В моем случае это знаменательное для обычной школьницы событие произошло 8 июня 1991 года. Два маленьких стихотвореньица – «Україно моя» и «Посмішка» – стали моими первыми шагами к читателям.
Старшекласснице Запорожской ООШ №20 Марине Брацило не раз доставались награды всеукраинских литературных олимпиад. Еще школьницей она получила областную премию для одаренной молодежи. А вторую такую премию Марине присудили, когда она была студенткой филологического факультета Запорожского национального университета. Тогда же юную запорожскую поэтессу отметили на международном конкурсе молодых литераторов «Гранослов». И на музыкальных фестивалях: от областных отборочных туров «Червоної рути» – до «Долі» в Черновцах и «Срібної підкови» во Львове (Марина пела авторские песни собственного сочинения). Конкурсантке не было и 20 лет.
Запорожцы очень гордились, когда в 1997-м нашу Марину приняли в Национальный союз писателей Украины. Еще бы – она стала самым молодым членом НСПУ за всю историю его существования! Спустя всего лишь год поэтесса возглавила Запорожское областное литературное объединение имени М. Гайдабуры. А в 1999-м Американский биографический институт включил ее в номинацию «Женщина года» и внес в «Международный словарь выдающихся личностей».
Змок поділ в росі – то мала біда,
Змієм кінь тремтить в поводу –
Я босоніж в гостину до прадіда,
Приминаючи трави, йду.
Похоже, что и в самом деле, будто одуванчики сквозь серый городской асфальт, в Марине проросла генетическая память предков. Вольный дух дедов-прадедов из Гуляйпольского края – там она часто гостила, оттуда родом ее родители. И бессмертный дух Хортицы – там Маринка была солнечно счастлива в детстве и в юности. Недаром известный запорожский поэт Петро Ребро писал: «Її колиску гойдали хортицькі вітри». А она сама сознавалась, что есть три места, где она чувствует себя дома: Хортица, степь и море.
Я держу на ладони первую книжечку Марины Брацило. Именно на ладони – такая она крохотная. Странички уже пожелтели. Да и шрифт, пожалуй, слишком мелкий. Что поделаешь: в 1995 году с бумагой было плохо. Но для «Хортицьких дзвонів» 18-летней Марины Брацило, слава богу, ее нашли.
На обложке – силуэт девушки с развевающимися волосами и яблоком в руке. «На згадку і добру долю», – автограф автора адресован не мне, но все равно кажется, что и мне тоже. Ведь Маринка была потрясающе доброжелательным человеком. Потрясающе одаренным. И потрясающе светлым. Нет, не красавицей: внешне неброская, полненькая, но на редкость харизматичная! В памяти всплывают русые волосы, ясные глаза, теплая улыбка…
Я хочу на пасіку, в літо щедре,
В калачики, в спориші, –
Туди, де мій час витікатиме медом –
Світлим медом з вощин.
Марина уехала из Запорожья не в сельскую глубинку (тишь и уединение все-таки были не по ней), а в шумную столицу. В Киеве она стала аспиранткой Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Рыльского. Вышла замуж за поэта и переводчика Юрия Ногу. Работала литературным редактором в издательствах «Факт» и «Смолоскип». Вместе с мужем курировала Всеукраинский конкурс живой поэзии «Молоде вино» и семинар творческой молодежи в Ирпене. Один за другим выходили в свет новые сборники Марины: «Сонцетяжіння», «Чотири пори любові», «Mare amoris» («Морю, з любов’ю»).
Однако слишком «проукраински» настроенные супруги с их «неблагонадежным» кругом друзей попали в немилость к тогдашней власти. В 2011 году им пришлось пройти через допросы и обыски – вплоть до ареста по абсурдному подозрению, что они… взорвали установленный запорожскими коммунистами бюст Сталина. У Юрия Ноги была ишемическая болезнь сердца. Время от времени случались приступы. С таким сердечно-сосудистым заболеванием нервничать категорически противопоказано. 10 апреля 2012 года сердце Юры не выдержало. Ему было 38.
.. Людина починає жити з пісні,
І пісня – доказ, що вона була.
… А потім – далі, далі, аж до краю,
У безвість переходячи крізь дні…
Людина не вмирає, а змовкає,
Останню ноту кинувши в зеніт.
После неожиданной смерти мужа Марина долго не могла прийти в себя. Съехала из квартиры Юриных родителей в Броварах – не в силах была оставаться там, где все напоминало о нем. Сменила работу, пела в церковном хоре. Готовила к печати сборник поэзии Юрия Ноги: при жизни он много написал и напечатал в прессе, но не успел издать ни одной своей книги.
Два сборника стихов были на подходе у самой Марины. «Шовкова держава» практически уже была готова. Да и новая работа в издательстве «Наш формат» ей нравилась.
– Марина говорила: «Есть ощущение дороги вперед. И мне очень хорошо!», – вспоминает подруга. А мама Людмила Федоровна добавляет:
– Мне показалось, что у Марины наступили новые, более счастливые времена, нежели этот горестный год после смерти мужа. Интересная работа, много планов… В 36 лет уж точно рано ставить на себе крест. Марина и не собиралась. Но вечером 17 июня 2013 года выпала из окна многоэтажки. По официальной версии, в трагедии виновата гнилая оконная рама, за которую она ухватилась рукой…
Вервицю днів до червня
Перенизати мушу…
Море мене поверне,
Як повертає мушлі.
Семь лет с нами нет Марины. И семь лет она – с нами. Потому что есть Всеукраинский конкурс молодой украинской поэзии и украинской авторской песни «Хортицькі дзвони» имени Марины Брацило. Он проводится для начинающих авторов от 15 до 25 лет в двух номинациях, в которых так ярко проявила себя Марина: «Поэзия» и «Авторская песня».
Этот конкурс основали сразу после ее смерти – по инициативе представителей интеллектуально-культурной элиты Запорожья и родителей поэтессы. С тех пор его организацией, в первую очередь, занимается кафедра украиноведения Запорожского национального университета, выпускницей которого была Марина. Не остались в стороне областная организация Национального союза писателей Украины, областная универсальная научная библиотека, Союз украинок. А в последние годы свою лепту вносит департамент образования и науки Запорожского городского совета. Строгим, но объективным проявило себя жюри во главе с известным украинским поэтом Иваном Андрусяком и бардом Виктором Нестеруком.
– Вначале мы даже не думали, что «Хортицькі дзвони» станут такими популярными. Но за прошедшие годы в них приняли участие более 300 начинающих авторов из всех областей Украины, включая Киев, – сообщила заместитель председателя оргкомитета конкурса, заведующая кафедрой украиноведения ЗНУ Ольга Стадниченко. – Трое конкурсантов, сделавшие на наших глазах первые шаги в литературу, уже стали членами Национального союза писателей Украины: Елена Ольшанская, Ирина Сажинская и Лина Белая. Сложилось своеобразное «хортицко-дзвоничанское» сообщество: молодые творческие люди делятся новостями, встречаются. С 15 мая мы объявили старт «Хортицьких дзвонів-2020». Ввиду карантина конкурс будет очно-заочным. Материалы принимаются до 15 октября. А итоги торжественно огласим 2 декабря – в день рождения Марины Брацило.
Подробнее об условиях конкурса «Хортицькі дзвони» можно узнать на персональном сайте Марины Брацило http://www.bratsylo.com.ua. Тексты стихов и аудиозаписи песен следует отправлять на электронный адрес [email protected].
Виталина ДОРОШЕНКО