Начало: Какие перспективы? Куда cделаем шаг?

Во-первых, возмутились европейские политики, которым в таком проекте была явно уготована роль «очень младших партнеров». А во-вторых, в конце 2016 года появился совсем внесистемный игрок внутри самой системы – Дональд Трамп, за которым стоят также далеко не бедные люди, имеющие свой взгляд на развитие мира капитала. И в настоящее время все это как раз и вылилось во всеобъемлющий кризис управления.

«Трансатлантические» проекты существуют пока больше на бумаге, и борьба перетекла в русло выборного процесса президента США. Чьих сил окажется больше, та концепция и грозит восторжествовать. Хотя самому капитализму это вряд ли поможет, но не в первую очередь об этом речь.

Перевернутый мир

Для нас, проживающих сегодня в Украине, безусловно, учитывая все процессы, проходящие в мире, важно понять, какая система организации этой самой власти должна реализоваться у нас. Сегодня, когда сильные мира сего заняты концептуальными проблемами организации мира, Украина имеет уникальную возможность пройти точку бифуркации в нужном направлении. Пока у нас только боролись за власть, но не организовывали ее.

В наследие нам от той великой страны, которая прекратила существование в 1991 году, осталась власть Советов. С тех пор она и существует – в виде и Верховной Рады как законодательного органа, и местных советов различного уровня. За почти 30 лет мир вокруг кардинально поменялся, а вот наша власть как будто бы осталась прежней. Но так ли это на самом деле?

Изначально, со времен организации советского государства, которое перевернуло мир в 1917 г., предполагалось, что власть объединит в себе представительные, законодательные и исполнительные функции. Из народа кооптировались представители в низшие уровни Советов, из них делегировались в более высокие самые достойные. Мало того, они формировали исполнительные органы власти, отвечая за функционирование государственной структуры. Так предполагалось.

Со временем такая схема выродилась в несколько иное управленческое формирование, дошедшее до нас в том виде, в котором мы его помним по 1991 году. Важный момент – единой скрепой, которая удерживала государственную вертикаль советской власти, была доминирующая в стране партия, которая и имела вертикаль снизу доверху. Советы такой, изначально запланированной вертикали, уже не имели. И как только из Конституции страны убрали 6-ю статью, определявшую руководящую и направляющую силу, государственная система рассыпалась, а с ней рухнула и страна.

И с тех пор ремонтом государственной вертикали организации власти никто не занимается. Как было уже упомянуто выше, за власть у нас в стране борются, но ее не организуют. Почему это происходит, отдельный разговор. А пока вспомним, как организована власть в т.н. цивилизованных странах.

Идеи «просвещенцев»

Организация государственного устройства на Западе основывается на принципе разделения ветвей власти. Ну, такое понимание ее сути уже прочно вошло и в наш обиход – законодательная, исполнительная и судебная. Так, нашему украинскому обывателю все годы независимости Украины вживляется в подсознание именно этот подход. И мы сами себе придумали, что в таком состоянии находится и наша украинская государственность. На самом деле от власти Советов мы никуда не ушли. Причем от ее самой разбалансированной организации, ибо руководящая и направляющая сила почти тридцать лет назад исчезла, а иную мы создать не сподобились. И в теории вообразив себе разделенную власть по образу и подобию западной, на практике эту модель не реализовали.

Западная модель организации государственного управления возникла в период эпохи Просвещения. Ее достойнейшие представители и выразители экспериментальной системы организации общества – Вольтер, Декамулен, Гильотен (кстати, создатель гильотины) из Европы экспортировали свою идею на американский континент. Там как раз шел поиск модели организации американского государства, и монархические подходы, превалировавшие в европейских странах, не устраивали передовые умы североамериканского общества. Отцам-основателям будущего государства США хотелось самим управлять, а не возводить на трон неконтролируемого монарха. Поэтому идеи вышеупомянутых молодых «просвещенцев» из Европы, представителей масонской ложи «Девять сестер», пришлись очень кстати. И с тех пор, несмотря на то, что власть в самой свободной стране мира президентская, она уравновешена сильным влиянием далеко не бедных закулисных игроков, делегирующих в избирательные органы управляемых представителей. И если президент ведет себя хорошо, ему позволяют порулить страной еще и второй срок, но не более. А судебная власть, также представленная очень имущими гражданами и отстаивающая те же интересы закулисья, этот манипулятивный процесс и контролирует. Называется это все демократией – ведь, согласитесь, американский народ за все это сам и голосует.

Беда без модели

Но сами американцы далеко не сразу пришли к такой своей равновесной модели. Как говорится, через кровь, пот и слезы. Проницательный читатель сам может вспомнить, сколько только президентов там погибло на своем посту. Ведь система разделения ветвей власти несет в себе огромные риски ее разбалансирования. И уравновешиваться, сглаживаться они могут только там, где единая, цельная система работает давно, где существует мощный репрессивный государственный аппарат подавления народных недовольств. Ведь то самое первое государство на американском континенте создавалось на общественном договоре организовывавшейся власти с народом – с неотъемлемым правом последнего силой отстоять свои права. Но мудрая тамошняя власть со временем создала и государственный репрессивный аппарат.

Если же государство слабое, а таким сегодня и является Украина, то подобная система организации власти лишь разбалансирует государственное управление. Воображать, что мы живем в системе трех ветвей власти, конечно можно, но к действительности это не имеет никакого отношения. Какое же это, в самом деле, разделение ветвей власти в стране, в которой премьер-министр, желая уйти в отставку, подает заявление об этом президенту страны, подчиняясь по закону напрямую Верховной Раде – законодательной ветви. И оба – и президент, и премьер – делают вид, что заявление подано без нарушения норм закона.

Беда еще и в том, что, не определившись с государственной моделью, в стране не первый год пытаются реализовать новую систему местного самоуправления. Начали создавать громады как противовес – или отрицание – Советам, но должными правами их не наделили, посадив на короткий поводок – финансовые субвенции. Власть не может определиться, что делать дальше и с территориальным делением, и какие органы власти создавать. Может, потому, что задумалось как раз на данном этапе о самой государственной модели? Однако, судя по тем законам, которые сегодня принимаются в этой части, это далеко не так.

Только осознав, какая форма организации государственной власти подходит тому типу общества, который у нас есть, только четко определив вектор движения и развития, можно изменить страну. И не худо бы для начала определиться по самому простому вопросу – у нас президентская власть или парламентская. Но есть ли понимание этого в головах тех людей, которые принимают решения – большой вопрос. От этого уже не далее, чем в текущем году и произойдет понимание того, Украину все же строят как государство – или целенаправленно разрушают.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

Читайте также:

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Політика