В последнее время в информационном пространстве много внимания уделяется такому вопросу, как существование и развитие самой популярной и «раскрученной» криптовалюты в мире – биткоину. Мы связались с практикующим экспертом в этой сфере Татьяной Гузенко – нашей землячкой, которая ныне проживает в Словении, и она рассказала о некоторых тонкостях процесса «изнутри».

– Чтобы понять, что такое биткоин (ВТС), откуда он берется и что с ним делать, стоит сначала разобраться в истории и технической части его создания, – говорит Татьяна. – Первое, что следует усвоить: это виртуальная валюта, которая в отличие от доллара, евро, украинской гривны или другой фиатной (реальной) валюты не подкреплена никакими материальными ресурсами.

Сегодня многие говорят о биткоине так, будто он является объектом физического мира: у него есть стоимость, его можно купить или продать на бирже, им уже можно рассчитываться за товары и недвижимость, его даже называют монетой. Но на самом деле ВТС выглядит как код на экране компьютера. Грубо говоря, это набор цифр и букв, который хранится в Интернете. В этом смысле биткоин практически не отличается от долларов или евро на вашей банковской карте. Ведь не секрет, что большая часть денег сейчас существует в цифровом виде, и именно поэтому банковская система рухнет, если все люди в едином порыве вдруг решат обналичить свои счета.

– Есть мнение, что в связи с такими своими характеристиками сам по себе биткоин ничего не стоит.

– Если подходить к вопросу с такой точки зрения, то ценность объектам (и виртуальным тоже) придает человек. Сейчас мы уже не вспоминаем о том, что когда-то никаких денег вообще не существовало, а одни объекты меняли на другие напрямую, без какой-либо универсальной оценки. Люди сами договаривались и обменивались. Например, охотник менял беличьи шкурки у землепашца на пшеницу.

Один из самых частых аргументов в поддержку отсутствия стоимости биткоина – то, что криптовалюта ничем не обеспечена. Но вся соль в том, что точно так же устроены и современные фиатные деньги! Например, США отказались от золотого стандарта еще в 1971 году, и с тех пор курс доллара зависит только от экономической ситуации в стране, то есть он тоже не подкреплен золотом.

Так случилось, что изначально ВТС получил большую популярность не в системе взаиморасчетов, а в спекулятивной составляющей финансов. Кстати, нужно отметить, что процессы на рынке криптовалют абсолютно повторяют все механизмы и инструменты традиционного финансового и фондового рынков. С той лишь разницей, что переводы в этой системе происходят без посредников, а это снижает риски потери из-за некорректной работы сторонних ресурсов, мошеннических действий третьих лиц. Да, биткоин – не физический объект, его нельзя «вытащить» из компьютера и потрогать. Приходится верить бездушной машине, которая утверждает, что он у вас есть.

– И все же, как именно производятся биткоины?

– На профессиональном языке это называется «майнить». Суть заключается в том, что

компьютеры, находящиеся в разных точках Земли, решают математические задачи, в результате которых и создаются биткоины. Процесс их добычи не контролируется никаким единым выпускающим центром. Именно такая распределенность обеспечивает безопасность: контролируют процесс все, но никто конкретно или централизовано. Благодаря нескольким технологическим разработкам, таким как криптография и усиленное сжатие данных, все компьютеры в сети блокчейн хранят всю информацию, опубликованную в данной сети.

ВТС не создаются из воздуха: добытчики по всему миру тратят электричество и используют огромные вычислительные мощности, благодаря которым сеть существует и развивается. Производить биткоины может практически любой человек. Первоначально для майнинга хватало простого домашнего компьютера, затем «цифровые шахтеры» перешли к работе для расчетов на игровых видеокартах, а потом и вовсе к специализированным устройствам для майнинга.

Сначала это были просто перепрограммированные чипы, а после в использование вошли интегральные схемы специального назначения, отличающиеся высокой скоростью расчета (хэшей) и низким энергопотреблением. В действительности энергетические затраты на майнинг сравнимы с затратами энергии на обеспечение работы банковской системы. Хэш или хэш-функция – одна из основных составляющих современной криптографии и алгоритма блокчейна. Хэширование представляет собой преобразование любого объема информации в уникальный набор символов, который присущ только этому массиву входящей информации. Майнеры за нахождение такого блока получают вознаграждение в криптовалюте, то есть добывают ее. Для этого они иногда объединяют свои усилия, создаются специальные «фермы».

– Это потому, что число ВТС ограничено 21 миллионом? Кстати, почему именно такая цифра?

– Так задумали создатели биткоина. Кстати, все другие криптовалюты также имеют ограничение по количеству – их нельзя «допечатать», как фиатные деньги. Когда добудут последний биткоин из запланированных, процесс будет закончен. И в обороте станет использоваться только этот 21 миллион условных «монет». Когда конкретно это произойдет, сколько будет стоить один ВТС, не знает никто. Но можно предположить, что на него установится какая-то средняя цена, вокруг которой и будет происходить колебание стоимости.

– Татьяна, может ли обыватель стать участником процесса обмена биткоинами?

– Конечно. Сегодня часто приходится слышать о том, что позволить себе иметь ВТС могут лишь зажиточные люди. Если речь идет о целом биткоине, цена которого в последнее время составляет несколько десятков тысяч долларов, то безусловно. Но нельзя забывать, что купить можно даже одну тысячную долю «монеты». Таким образом, владеть ВТС может любой человек.

Для этого нужно просто завести специальный кошелек, как и в обычном онлайн-банкинге. Использовать ВТС можно несколькими способами – или конвертировав в любую фиатную валюту через обменники, или посредством ботов и бирж (это обычно выгоднее). Можно напрямую расплачиваться за товары и услуги – сейчас таких возможностей появляется все больше. Технология блокчейн используется многими банками, транспортными и авиакомпаниями, торговыми сетями, кафе и ресторанами, строительными компаниями и даже системами голосования в некоторых государствах.

Все дело в том, что блокчейны, на которых построены все криптовалюты, обеспечивают высокую безопасность сети. По сути, это открытая для всех база данных, которая содержит в себе информацию обо всех переводах за всю историю существования биткоина, альткоинов (все другие криптовалюты, кроме биткоина). Данные хранятся на всех компьютерах сети одновременно, что делает их фальсификацию практически невозможной. Чтобы внести какие-то изменения, злоумышленникам нужно получить контроль над более чем половиной всех компьютеров в мире, занятых в этой сфере.

– В то же время немногие государства придали криптовалютам официальный статус. Хотя в Украине этот процесс вроде бы уже запущен…

– Изначально власти стран не склонны доверять деньгам, которые не контролируют их центральные банки. Но ведь существует же феномен мировой резервной валюты, каковой уже несколько десятилетий продолжает оставатьсядоллар. В большинстве держав граждане вольны хранить у себя любую иностранную валюту, правда, зачастую оплачивать ею напрямую нельзя – нужно конвертировать в национальную. Если же говорить непосредственно о биткоине, то в последнее время государства начинают пересматривать свое отношение к нему и вообще к криптовалютам. Одни видятвозможности в использовании блокчейна в своих целях, другие постепенно вводят цифровые активы в правовое поле. Во многих странах процесс внедрения криптовалют в обиход идет активно.

– Однако есть и такое мнение, что это – «пузырь», который скоро лопнет.

– После «пузыря доткомов» (компаний, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках Интернета), который лопнул в начале 2000-х, «пузырем» стало модно называть стремительный и продолжительный рост практически любого бизнеса. Безусловно, что угодно может стать следующим «пузырем», и предсказать его появление практически невозможно. Например, кризис доткомов стал очевиден только тогда, когда стало слишком поздно. Тем более сложно предсказать такие события на рынке криптовалют, который отличается высокой степенью ценовых колебаний.

Опять же, говорят, что когда шумиха вокруг него спадет, ВТС тут же обесценится. Это спорное утверждение, которое было бы актуальным несколько лет назад. События сегодняшних дней в мире указывают на то, что биткоин постепенно укрепляет свое положение в мире как метод взаиморасчетов. BTC как метод оплаты стали принимать крупнейшее агентство недвижимости КалифорнииCaruso и сеть коворкингов WeWork, компания Tesla, оплату биткоинами ввел платежный гигант PayPal, а платежные системы Visa и MasterCard объявили, что в этом году также начинают работать с криптовалютами.

По сути, процесс токинезации (выпуска цифровых активов – аналога акций) компаний уже начался и дальше будет только набирать обороты. Изменения на крипторынке происходят очень быстро. Естественно, чтобы пользоваться возможностями, которые он предоставляет каждому человеку, нужно обучаться использованию соответствующих инструментов.

– И напоследок: как человеку расплачиваться биткоинами, если он по каким-то причинам не будет иметь доступа к Интернету?

– Пока что использование ВТС возможно там, где есть сеть, это правда. Дело в самой системе: для перевода монет нужно подключиться к другим участникам сети. Но, на сегодняшний день уже разработаны технологии, которые позволят  пользователям переводить биткоины в тех местах, где есть сотовая связь, то есть через мобильные телефоны. Если же говорить об апокалипсическом сценарии – например, если вдруг человечество окажется откинутым на сотни лет назад в технологическом плане из-за условной ядерной войны, то и от денег на банковской карте не будет толку. Да и от бумажных, скорее всего, тоже…

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться