С 10 декабря пластиковые кулечки, в которые большинство украинцев кладет фрукты или овощи в магазинах, стали платными. Еще 1 июня Верховная Рада приняла закон «Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины». В статье 3 документа определено, что распространение пластиковых пакетов осуществляется исключительно на платной основе.
Согласно постановлению Кабмина «Об установлении минимальных розничных цен на пластиковые пакеты», с 10 декабря такой кулек «в форме рукава с дном и открытой горловиной со стенками толщиной более 50 микрометров» должен стоить от 2 до 3 гривен. Это минимально допустимые розничные цены, но продавец может установить их на более высоком уровне.
По замыслу, введение платы за пластиковые кульки должно подвигнуть украинцев использовать их меньше и искать более экологичные альтернативы. При этом биоразлагаемые и сверхтонкие пластиковые пакеты шириной до 225 миллиметров для упаковки свежей рыбы, мяса, сыпучих продуктов будут предоставляться бесплатно до 2023 года, ведь пока в массовом производстве альтернативы для них нет.
Платить за кулечки теперь нужно будет как в супермаркетах, так и в других точках розничной торговли, рынках. Как и кто будет контролировать исполнение этого постановления, «Вечёрка+» спросила у Госпродпотребслужбы, однако там ответа до выхода материала не предоставили. А тем временем, пока супермаркеты обязали сделать пакетики платными, на рынках Запорожья совсем иная ситуация – там пластиковых кулечков берите сколько надо. «Нас пока никто не контролирует, поэтому они бесплатные», – говорит работник рынка Яков.
– Среднее время использования одноразового пластикового пакета – около 12 минут. Многие выбрасывают их тут же, как только принесут продукты домой. При этом на свалке такие пакеты разлагаются около 500 лет, опасность, сами понимаете, есть,– объясняет экс-глава Госэкоинспекции Андрей Малеваный.
Однако к этой «показной» заботе о землях украинских немало вопросов, и вся эта ситуация больше напоминает поиск выгоды, только вот чьей – пока непонятно. Может быть, там, на верхах, освобождают место для «своих» производителей бумажных пакетов-упаковок, например. Почему же тогда не запрещают большие кульки (на 5, 10, 15 кг) в тех же супермаркетах? Ведь они тоже из такого же опасного пластика, только еще более плотного и, соответственно, разлагаться он будет тысячи лет. Однако этот вопрос остался без ответа.
Другая проблема – пластиковые бутылки для напитков, воды, подсолнечного масла, пива и прочего. Они ведь тоже из очень вредного материала, и угрозу экологии несут в сотни раз больше обычных пакетиков, но об этой проблеме и речи нет. Напрашивается вывод, что крестовый поход против пластиковых пакетов не спасет нас от пластикового загрязнения.
«Биоразлагаемые» и бумажные пакеты загрязняют окружающую среду не хуже обычных. Ситуацию могли бы спасти многоразовые тканевые сумки, но привычки украинских потребителей вряд ли дадут им занять основную долю рынка, да и стоимость этой тары будет ощутимее выше. А не проще было бы, раз уж вопрос стоит столь категорично, вообще запретить в нашей стране производство пластиковых пакетов? Разве это не более простое и верное решение? Получается, как в поговорке: ищем ключи не там, где потеряли, а под фонарем – ведь там светлее.
Одна из главных проблем с инициативой по запрету пакетов в том, что это далеко не самая острая проблема загрязнения. Пластиковые ПЭТФ-бутылки выделяют фталаты – соединения, вносящие сбои в гормональную систему самых разных организмов. И человек, пьющий из таких бутылок воду, заглатывает до 90 тысяч частиц пластика в год – больше, чем изо всех остальных источников пищи и воды. Почему мы сосредоточились на пакетах, вред от которых для человека пока еще даже не доказан, но игнорируем бутылки?
Наиболее вероятный ответ в том, что тема пакетов давно и качественно раскручена экологическими организациями. Благо, пластиковые пакеты вошли в быт землян на десяток лет раньше, чем те же пластиковые ПЭТФ-бутылки. Но насколько оправданно бороться с той или иной проблемой только на основании ее раскрученности в СМИ? Не получается ли, что мы реагируем не на самые острые вопросы, а только на те, что лучше других освещаются в медиа?
Марина УЛУНОВА