В Украине повально отстраняют от работы учителей, отказавшихся вакцинироваться против коронавируса. На момент выхода материала в печать в нашей стране были уволены 3400 педагогов – и это катастрофа. Только во всей этой суматохе почему-то никто не поинтересовался: а как себя в такой обстановке чувствуют дети – ученики?
В Запорожье многие школьники вернулись за парты. Хорошо ли это – сомнительно, ибо режим «дистанционка – школа» основательно бьет по психике детей. Пока на верхах решают, кому из учебного состава можно работать, а кого отстранить, маленькие украинцы переживают громадный стресс. Ведь такое разорванное обучение дается не всем, и «отстающий» ребенок бонусом получает страшную неуверенность в себе, своих способностях. А это, как уверяют психологи и уже показывает жизнь, прямой путь к нарушению психики.
Жительница Запорожья Яна Николаенко учится в четвертом классе. Девочка говорит, что 10 минут на объяснение новой темы в онлайне недостаточно ни ей, ни даже более способным ученикам. Но педагог диктует новый материал, дает задание и выходит из сети, а решать примеры ученики должны сами. Если ребенок урок не понял, не разобрался в теме, приходится доучивать либо самостоятельно, либо просить помощи у родителей, которые мало того что работают – просто не всегда знают ответ на вопрос.
Получается замкнутый круг, в котором с одной стороны учительница, не желающая тратить время на тех, кто не понял «лекцию», а с другой стороны – 10-летний ребенок. Который знает, что дистанционка рано или поздно закончится, он вернется в школу и там из твердого хорошиста попадет к троечникам именно из-за той непонятой темы. Это сильный удар по самооценке. В связи с этим родители кидаются искать репетиторов, на которых не всегда есть деньги, но даст ли этот шаг результат в каждом конкретном случае?
Чего же тогда требовать от детей, если удаленная учеба еще раз показала: педагоги не готовы работать в онлайн-формате (не умеют выстроить информацию, не владеют Интернет-программами на необходимом уровне и прочее)? Таким образом, наставник подает сигналы собственной неуверенности, что воспринимается детьми как «несерьезное занятие».
– Многие педагоги не подготовлены к работе в таком формате! Мне звонят старшие коллеги и, бывает, по часу-два по телефону им объясняю, что надо «нажать в компьютере». А я просто учитель начальных классов. Значит, не работает служба поддержки, лекции построены непонятно и неинтересно. Педагоги – тоже люди, и для них нужно обучение выстраивать грамотно. Все, что знаю по дистанционке, я самостоятельно изучала в сети, – рассказала Анна Г., учительница одной из школ Запорожья.
Пока проблема вакцинации решается не так быстро, как нам бы хотелось, однако параллельно с этим аспектом нужно искать способы улучшения программы образования детей дистанционно. В школах не подготовлены Интернет-площадки для занятий онлайн. У детишек, занимающихся удаленно, нет сигналов к переключению задач. Дом, где они привыкли делать домашнее задание и отдыхать от школы, теперь для них является еще и местом учебы. Но в родных стенах множество отвлекающих факторов, поэтому фокус внимания более размыт, мотивация падает.
Таким образом, несмотря на то, что живое общение между людьми сейчас в большей степени занимает Интернет, а заодно появилась масса возможностей обучения онлайн, детская психика расположена к живому восприятию информации. Но с этим у нас теперь огромные проблемы…
Марина УЛУНОВА