После небольшого ослабления, случившегося перед выборами президента, гривна крепнет. Нацбанк также повысил официальный курс гривны на 9 коп., до 26,68 грн/долл. Эксперты прогнозируют нацвалюте в ближайшие месяцы относительную стабильность, но не исключают небольших скачков курса в связи с выплатами по долгам и повышением соцстандартов.
Если 20 апреля курс наличного доллара добавил сразу 27 коп., подорожав до 27,2 грн/долл в продаже и до 26,88 грн/долл в покупке, то 24 апреля гривня отыграла падение. Более того, доллар стал на 3 коп. дешевле в продаже (в среднем 26,9 грн/долл) и на 7 коп. дешевле в покупке (в среднем 26,6 грн/долл). Увеличение спреда (разницы между покупкой и продажей) говорит о том, что финансисты верят в укрепление гривни, поэтому не спешат скупать валюту, надеясь, что она подорожает. Похоже, верит в это и население: согласно нашему мониторингу банков, ажиотажа ни с покупкой, ни с продажей валюты нет, кассиры даже жалуются на затишье.
Банкиры и аналитики финансового рынка также прогнозируют стабильность курса гривны, но говорят, что он будет чуть выше 27 грн/долл. «Скачок наличного курса перед выборами носил спекулятивный характер, – сказал управляющий директор финкомпании «Аверс №1» Игорь Львов. – Рынок не ожидает резких скачков, так как со стороны будущего президента подтверждено сотрудничество с МВФ. Но в ближайшие два-три месяца курс окажется в коридоре 27-27,5 грн/долл из-за выплат по внешним долгам и роста соцстандартов с 1 июля, так как приток лишней гривны на рынок ослабит ее курс.
А вот руководитель отдела аналитики Forex Сlub Андрей Шевчишин видит три возможных риска, способных обвалить гривню уже в мае выше 28 грн/долл.
– Первый риск – это выплаты по внешнему госдолгу в начале мая (около 2 млрд долл), второй – если по итогам миссии МВФ, намеченной на май, мы не получим от Фонда очередной транш в 1,9 млрд долл, третий – возможный досрочный роспуск новым президентом Верховной Рады и досрочные парламентские выборы, – анализирует Шевчишин. – Последний риск пока маловероятен, но не исключен.
В целом эксперты оценивают, что вероятность девальвации гривны ниже 28 грн/долл примерно втрое ниже, чем стабильность ее курса в ближайшие 100 дней в пределах 27—27,5 грн/долл. Летом курс доллара останется в коридоре 26,5-27,5 грн, считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский.
Национальный банк Украины снизил учетную ставку с 18% до 17,5% с 26 апреля. Такое решение Правление НБУ приняло в связи с “устойчивой тенденцией к замедлению инфляции”, как говорится в сообщении регулятора. Аргументируя снижение учетной ставки на 0,5%, НБУ отмечает, что в марте 2019 года потребительская инфляция замедлилась до 8,6% в годовом измерении, что соответствует прогнозу НБУ. При этом базовая инфляция снизилась даже стремительнее, чем ожидалось, до 7,6%.
Нацбанк прогнозирует, что инфляция и дальше будет постепенно замедляться и снизится до 6,3% на конец 2019 года. А к началу 2020 года она войдет в пределы целевого диапазона – 5% +/- 1%.
Экономический эксперт, аналитик Борис Кушнирук также считает, что снижение завышенной учетной ставки на 0,5% не изменит ситуацию в экономике. Для того, чтобы это произошло, ее следовало бы уменьшить чуть ли не вдвое.
– С точки зрения самого факта, что ставка снижается, – это хорошо. Но ее снижение пока никоим образом не повлияет на то, чтобы на самом деле появилось кредитование реального сектора. Потому что все равно ставки остаются чрезвычайно завышенными, и с точки зрения реального бизнеса кредитоваться при таких условиях – просто бессмысленно. Чтобы ставка НБУ содействовала развитию промышленности, она должна составлять не больше 10%, – говорит Борис Кушнирук.
Эксперты сходятся в том, что влияние учетной ставки на НБУ в нынешних условиях никак не будет способствовать развитию экономики. Да, инфляция снижается, возможно, даже благодаря высокой учетной ставке НБУ. Но разве это единственный показатель экономического благополучия страны?
– Экономическая политика состоит из совокупности политик: это и фискальная политика, и бюджетная, и регуляторная, и монетарная. А в НБУ сейчас много тех, кто абсолютно искренне считает, что они отвечают только за монетарную политику. Это не совсем так… Кроме того, там много монетарных фундаменталистов, которые считают, что можно достичь долгосрочной стабильности гривны чисто монетарными методами. Я категорически уверен, что нет. Главный фактор, который дестабилизирует курс национальной валюты, это сырьевой статус нашей экономики. Как только цены на сырьевые товары на мировых рынках падают – у нас тут же сокращается объем валютной выручки, снижаются доходы бюджета, в результате возникает давление на курс национальной валюты, а как только гривна обесценивается – растет инфляция. И сугубо монетарными методами это проблему невозможно решить, – говорит Борис Кушнирук.
Чтобы стабильность гривны не зависела от колебания цен на мировых рынках, Украине нужно построить экономику с большой долей отраслей, производящих товары с высокой добавочной стоимостью, говорит эксперт. Однако для этого промышленности нужны кредиты. А при столь высокой ставке НБУ промышленность ими воспользоваться не может.
– У нас сегодня кредитуются фактически только три вида деятельности. Это потребительские кредиты, где доходность достигает 100% годовых, и поэтому они могут не обращать внимания на учетную ставку вообще. Это торговля, где кредиты берутся на короткий срок и поэтому 2% в месяц они могут потянуть, при том, что доходность при продаже товаров составляет 50-60%. И третье – это кредиты, связанные с экспортом сырьевых продуктов, хотя там, как правило, компании кредитуются в иностранной валюте.
Если же мы говорим о перерабатывающих предприятиях, то для них такие ставки являются убийственными. Они их не могут вытянуть. Поэтому у нас фактически возникла ситуация, когда промышленность, реальный сектор на протяжении последних 5 лет не имеет доступов к кредитам. Ничего хорошего в этом нет. Поэтому я считаю, что подход Нацбанка – глубоко ошибочный, он не решает проблемы долгосрочной стабильности национальной валюты. Мало того, он, по большому счету, содействует тому, чтобы в Украине сохранялась сырьевая экономика. Потому что перерабатывающие предприятия не могут развиться, у них нет доступа к оборотному капиталу, – говорит Борис Кушнирук.
Источник СЕГОДНЯ
Читайте также:
- Кому нельзя есть плавленый сыр. Плавленый сыр может быть разным — колбасным, в виде пасты, сладким. И по своим достоинствам он даже превосходит традиционный сыр.
- Пенсионер переплыл Атлантический океан в… бочке. 72 летний француз Жан-Жак Савин переплыл Атлантический океан за четыре месяца в… бочке.





