С высоких белесых небес сквозь легкую облачную кисею просачивался зной. Он тут же растекался по степи, и в его дрожащем мареве у самого горизонта исчезала дорога. Куда она вела, зачем – неизвестно. Но я с каким-то безнадежным упрямством крутил и крутил педали. Иногда казалось, что ни у этого неба, ни у здешней херсонской степи, ни у дороги нет ни конца, ни края.
И вдруг впереди показалась роща. Сначала подумал, что это мираж (в этих полуденных краях он не редкость), но через полчаса действительно оказался под сенью деревьев. Дальше мой степной путь продолжился под их кронами. Высокие сосны сначала одарили прохладой и дивными запахами. А потом в легком шелесте услышал сначала вздох, а потом и тихий голос. Ветер (дул как раз низовой, из-за далекого отсюда моря) поведал о том, что здесь, в устье Днепра, происходило много веков назад. Именно тут (может, в балочке в зарослях терновника или прямо на вершине одинокого кургана, заросшего густыми травами) Геракл встретился со змей-девицей…
Античный мир – заря человечества
Среди героев и богов Древней Греции, ее мыслителей и ораторов мы невольно ищем примеры совершенства, образцы для подражания и вдохновения, в античной мифологии пытаемся нащупать свои корни. Дороги, проложенные античными первопроходцами, оставили след и в наших полуденных славянских краях.
Во время мощного миграционного движения греков в VІІІ в до н.э. вдоль побережья Черного и Азовского морей возникла зона античной государственности, крупнейшими центрами которой были Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Ольвия располагалась на правом берегу устьевой части Днепра. Напротив этого полиса на левом берегу между рекой и Черным морем раскинулась легендарная лесистая страна Гилея. Так ее назвал Геродот. «Если переправиться через Борисфен, то первой от моря будет Гилея, а вверху от нее живут скифы-земледельцы», – сообщал он.
Сегодня это часть Херсонской области, охватывающая Кинбурскую косу и прилегающие к ней материковые территории. Именно здесь находится ключ к тайнам степной Скифии. Ведь союз Геракла со змей-девицей в здешних райских кущах положил начало скифскому роду. Здесь якобы за то, что пренебрег, а то и откровенно предал традиции скифских предков, от стрелы своего брата царя Савлия погиб мудрец Анахарсис.
Ветры природных перемен кардинально изменили ландшафт древней Гилеи, однако остались легенды и мифы. За старыми и новыми, легендарными и вполне реальными, природными и историческими дивами я и отправился в путешествие по этому краю.
Казаки и соль
Первая остановка – в «Сахаре». Так тут называют знаменитые Алешковские пески. Это, пожалуй, самый обширный песчаный массив в Европе. Местность в 30 километрах от Херсона на левом берегу Днепра примечательна во многих отношениях. Райцентр Алешки, где располагается администрация Национального парка, – своеобразный географический центр древней Гилеи. Позже здесь возникло легендарное Олешье – опорный пункт Киевской Руси в низовьях Днепра.
В XVIII веке запорожские казаки тут, в устье впадающей в Конку речушки Пазнюки, основали Алешковскую Сечь. Пришли не по своей воле, гостями, под надзор турецких властей, однако быстро освоились и даже церквушку из камыша соорудили. Был здесь когда-то дозорный пункт русских дружинников, а стал казацкий низовой сечевой дозор. Он сейчас на окраине нынешних Алешек. Здесь, на пустыре, – и крест, и памятный знак, и колокол на воротах, который созывает местных казачков – им я передал привет от запорожцев и вручил свою книгу «Запорожская вольница».
Дальше мой путь через Голую Пристань пролег на Кинбурскую косу. В районе села Геройского находятся единственные в Украине солепромыслы, где добывают соль открытым способом. История села тесно связана с запорожскими казаками. В 1735 году, после образования Новой Сечи, тут был создан казацкий сторожевой пост. Он стал центром Прогнойской паланки Войска Запорожского. Прогноями само поселение и местность вокруг него были названы неслучайно. В округе множество «гнилых» мест – топей, стариц, мелководных соленых озер, в которых казаки добывали соль. Знаменитый Чумацкий шлях, по которому двигались обозы торговцев солью, пролегал не только на Сиваш, но и на Кинбурскую косу.
В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору между Россией и Турцией Прогнои вместе со всей косой отошли России, а после ликвидации Сечи Прогнойская паланка прекратила свое существование. Но добыча соли в этих местах продолжается до сих пор. Недаром ежегодно в селе в конце августа проводится единственный в своем роде фестиваль соли и рыбы.
В память об Ахилле
На Кинбурской косе, как утверждают, находится сердце Гилеи. Здесь раскинулся заповедный Волыжин лес, который еще называют Геродотовым. Он знаменит своими дубравами, где возраст деревьев превышает 300 лет, самыми обширными в Нижнем Поднепровье осиновыми и ольховыми колками («гаями»), непролазными кустарниками и в рост человека травами. Не все местные проводники знают сюда дорогу. По преданиям, в лесу (возможно, единственном естественном зеленом массиве, оставшемся от сказочной Гилеи) находился величественный храм богини земледелия и плодородия Деметры, шумела листвой Священная Роща богини Гекаты – повелительницы Луны, колдунов и привидений.
Через несколько дней я пересек полуостров и оказался в районе Железного Порта, где посетил знаменитую Тендру. Этот остров – главное украшение одного из старейших в Восточной Европе Черноморского биосферного заповедника. На более чем 60 километров вытянута эта полоска суши вблизи юго-западного побережья Черного моря. Жителям Ольвии – греческой колонии на берегу Днепро-Бугского лимана – эта земля была известна как Ахиллов Бег, или ипподром Ахилла. В античные времена здесь проводились учрежденные Ольвией панэллистические спортивные игры в честь Ахилла. Существует предание, что этот древнегреческий герой, войдя в Понт с готовым к войне флотом, отметил здесь свой успех состязаниями и играми и что во время передышки между боями он и его товарищи упражнялись в беге.
Украинские «Мальдивы»
Живая легенда Тендры – табун диких мустангов, завезенных сюда во время Второй мировой войны. Есть мнение, что их прятали тут от немецких оккупантов. Увидеть табун можно каждое утро, когда кони приходят к маяку на водопой. Несколько лет назад мне довелось на рыбацкой шаланде огибать Тендру с морской стороны. Представьте мое удивление, когда вдруг на фоне багрового неба (день клонился к вечеру) я увидел несущихся… по морю лошадей. Из-за волн косы не было видно. Казалось, что кони, сбивая копытами пенистые гребни, мчатся по воде. Фантастическая картина! С морской стороны в нескольких метрах от берега часто появляются дельфины, которые охотятся за кефалью или просто играют.
Завершилась моя экспедиция на Дажарылгаче. Этот омываемый водами Каркинитского и Джарылгачского заливов самый большой по площади остров на Черном море – лидер по числу мифов, легенд, таинственных историй. Его недаром называют «украинскими Мальдивами». Попасть на остров можно через узкий пролив со стороны села Лазурного. По воде не пройдешь, однако можно сделать это вброд или преодолеть на рыбацкой лодке. Потом предстоит долгая и длинная дорога (максимальная длина острова более 40 км) по узкой песчаной косе. Хоть и соблазнительно, но мне на велосипеде этот маршрут по разбитой песчанке не преодолеть…
Поэтому я выбрал более надежный традиционный путь – со стороны Скадовска на катере. Легенда утверждает, что к созданию острова причастна богиня Ифигения. Не желая быть женой Ахилла,она бежала к морю, чтобы волны поглотили ее. Но богиня Артемида для спасения своей верной жрицы сыпала перед нею песок. Так появился Джарылгач. Попадаешь на остров – и будто оказываешься в затерянном мире, где «на неведомых дорожках следы невиданных зверей».
Несколько лет назад мир облетело сообщение, что на Джарылгаче, неподалеку от старого маяка, были найдены останки… дракона. На фотографии был запечатлен его скелет. Голова монстра выглядела устрашающе – и его тут же окрестили украинским железнобрюхим драконом. На пляжах Джарылгача нередко встречаются останки раненых или больных дельфинов, выброшенных во время штормов на берег. Вполне возможно, что какому-нибудь шутнику взбрело в голову постращать-поудивлять публику, превратив скелет дельфина в дракона?
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора