Как думаете, почему мы нечасто встречаем людей в инвалидных колясках на улице, в учебных заведениях, общественных организациях и обычных супермаркетах? Ответ прост: окружающий мир совершенно неприспособлен для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. И порой какие-то несколько ступенек в подъезде мешают им полноценно жить: работать, гулять, путешествовать…
Страшная авария, укус энцефалитного клеща, неудачное падение с высоты – оказаться на месте такого человека может каждый. А многие ли задумывались над тем, как изменится мир по отношению к ним, не таким, как все? Неудобные пандусы, ничтожная вероятность сесть в общественный транспорт, бордюры, узкие торговые ряды, равнодушие людей – лишь малая толика «всего хорошего», которая выпадает на долю людей с ограниченными возможностями.

Сидите дома?
Запорожанка Оксана И. после неудачного падения с велосипеда оказалась неспособной ходить.
– Мне не повезло упасть так, что я повредила позвоночник, да так, что ходить не смогу никогда. И в 21 год пришлось заново учиться жить, что стало кошмаром. Раньше я не обращала внимания на то, что для людей в инвалидных колясках в Запорожье буквально ничего не предусмотрено. Попасть в цирк, кино, театр нереально – не установлены там спуски, подъемы и поручни, не оборудован туалет.
Недавно лежала в больнице, и проблемой были элементарные вещи – например, как с кровати перебраться на коляску, принять душ, вымыть голову, поскольку в медучреждениях просто не хватает персонала. В большинстве лечебных учреждений нет оборудованных для нужд инвалидов столовых и туалетов, аптек и буфетов. Поликлиники, как и жилые дома, не обзавелись пандусами для инвалидов-колясочников. А в последнее время к этому добавилось отсутствие во многих больницах грузовых лифтов. Там, где были, их заблокировали, поскольку сократили лифтеров.
Но самой большой проблемой остается выход в город, не говоря уже о выезде за его пределы. Транспортная инфраструктура в Украине совсем не приспособлена для передвижения людей на коляске. С поездами дальнего следования и электричками другая беда. Если в Киеве платформы на вокзалах высокие, то есть сделаны вровень с полом вагона, то на большинстве станций в других городах и населенных пунктах инвалидам приходится преодолевать барьер в виде ступенек, что в одиночку многим колясочникам сделать просто невозможно.
Большинство вагонов старого образца имеют такие узкие проходы, что в коляске по ним проехать абсолютно невозможно. И хотя в нашей стране уже есть вагоны с подъемниками для инвалидов, широкими проходами и даже специальными туалетами, далеко не каждый состав имеет хотя бы один такой вагон. Так что в большинстве случаев нам, людям с ограниченными возможностями, уготована участь сидеть дома.
С трудоустройством еще хуже – уже год сижу без работы. Бывает, руки опускаются. Но главное – пережить такой день. А утром просыпаешься – новые встречи, новые впечатления. Все от человека зависит. Я вот сейчас стала кукол на продажу шить – попробовала, потому что подруга предложила. Надо искать варианты реализовать себя. А ведь возраст дает о себе знать – хочется и в книжный магазин попасть, и купить красивую одежду, только вот не получается… – сетует Оксана.

Не государственное дело
Ситуация осложняется тем, что инвалиды часто не знают, как защитить свои права, в том числе на доступную среду обитания. Мне кажется, это происходит из-за того, что население страдает правовой безграмотностью. Нужно донести до людей информацию так, чтобы они узнали – созданием приемлемых условий для жизни и решением вопросов таких граждан должно заниматься руководство страны.
Например, знали ли вы, что при получении инвалидности частично обездвиженному пациенту должны переоборудовать квартиру: например, житель первого этажа вправе рассчитывать на съезд с балкона. В крайнем случае, специальные пандусы должны быть хотя бы в подъезде. При этом похвастаться наличием съездов может небольшое число запорожских подъездов: где-то они есть, где-то нет, а где-то оборудованы таким странным образом, что подходят только «для галочки» районной администрации. Увы, последний вариант – самый распространенный.
Возможно, следовало бы в старших классах школы ввести урок, на котором специалист объяснил бы, что и как следует делать, если человек или его близкие становятся инвалидами. Рассказал по пунктам, куда, к кому обращаться, какие права есть у людей, попавших в беду. От увечий и их последствий не застрахован никто.
Сейчас в Украине эпидемия коронавируса, и в жизнь людей, передвигающихся на инвалидных колясках, ворвались новые проблемы. Мама Артура Семененко Анастасия рассказала об их проблемах.
– Моему сыну 12 лет, у него разрушаются кости. Это болезнь, победить которую мы, увы, не смогли – ребенок передвигается на инвалидной коляске. И ежедневно я сталкиваюсь с неприятием обществом таких людей, как Артур. Первая проблема – транспорт: чтобы попасть в него с колясочником, нужно приложить титанические усилия. К тому же работает только передняя дверь, и никакие уговоры открыть среднюю или заднюю на водителей не действуют. Разве это не издевательство?
В супермаркете узкие проезды, вот и приходится оставлять сына на улице в жару и в мороз, дождь и снег. Продукты и лекарства покупать-то нужно. Ребенок, видя мои мучения, просит просто никуда не ехать и не выходить из дома, – говорит Анастасия Семененко.
Конечно, детям приходится сложнее всего. Не припомню ни одного кружка или группы, где дети с ограниченными возможностями могли учиться и заниматься чем-то интересным. И в первую очередь это сказывается на социальной адаптации. Если человек с инвалидностью общается только в своем кругу, в итоге он часто замыкается в себе, тяжелее решает проблемы. А общение со здоровыми сверстниками дает возможность более быстрому и качественному обучению.
Хотя процент тяжелых инвалидов в Запорожье невелик и колясочников не очень много, такие люди есть – и не стоит о них забывать. Те, кто хотят учиться, не могут нормально проходить обучение в вузе. И часто ищут учебное заведение, более удобное для передвижения – даже вопреки желаемой специализации.
Вывод очевиден: сообщения о создании доступной среды в Запорожье – пшик, ее нет. И если что-то уже делается, то слишком медленно. Наш мир малодоступен для инвалида, начиная от подъездов жилых домов и переходов и заканчивая официальными ведомствами. О таких «излишествах», как доступность магазинов, говорить и вовсе не приходится. Государству следовало бы всерьез задуматься над тем, как не только облегчить жизнь инвалидам, но и сделать ее полноценной и насыщенной.
Марина УЛУНОВА





