Покупать ли тетрадки и обложки на учебники? Как, в случае чего, выстраивать свой рабочий график? Хватит ли на все времени, сил и нервов?
За месяц до 1 сентября этими вопросами задается большинство родителей запорожских (да и не только) школьников. Причем новости на эту тему меняются едва ли не по нескольку раз в неделю, но «зеленая зона» карантина, в которой мы пока находимся, дает надежду, что наши дети все-таки сядут за парты.
Потому что, какими бы умными ни были родители, очень небольшое их число смогут дать своему ребенку необходимые знания. Да и не только в этом дело. Цитата из чата родителей второклассников в конце прошлого учебного года: «Кто знает, что произойдет, если мы не будем выполнять такое бешеное количество заданий, которое нам задают? Больше не могу!» – писала мама одной ученицы. А ответом ей послужил целый поток сообщений, где родители жаловались, насколько трудно им дается обучение собственных детей. И это, заметьте, только второй класс, да и дистанционно на тот момент обучались всего-навсего три месяца. А у многих – и детей, и родителей – буквально сдавали нервы.
Но есть и такие, кому пришлось по душе удаленное обучение отпрысков: именно они создали петицию о дистанционном образовании и просят его внедрить. Уроки дома за компьютером, онлайн-график занятий, проверка знаний только в письменной или тестовой форме, отсутствие тетрадей и учебников кому-то показались весьма удобными. Чтобы это решение было принято, до конца августа петиция должна собрать не менее 25 тысяч голосов.
Первый опыт образования в режиме онлайн мы уже получили в карантин – и он, как ни крути, для многих негативный. Только вот вам не кажется, что петиция, подписанная таким числом украинцев, это слишком просто? По факту любой желающий может необдуманно, не взвешенно подписать документ о судьбе такого важного вопроса, как школа.
А еще, если кто-то не заметил, в Украине полным ходом идет реформа образования. Начиналось все «нежно»: с учебного года 2020/21 средние школы планировалось разделить на три – начальную, среднюю и академические лицеи. В Министерстве образования заявляют, что это делается на благо детей (ну, кто бы сомневался). Вот только родители почему-то бьют тревогу: уж слишком много непонятного и неясного в этой реформе.
МОН, презентуя в ноябре 2019 года программу изменений, которые запланировано было внедрить в сферах образования и науки в рамках трех временных промежутков (до конца 2019-го, в течение 2020-го и остальное – на протяжении пяти лет), заявил, что изменения предпринимаются с целью создания такой системы образования, которая обеспечивала бы непрерывные возможности обучения – от раннего развития до взрослой жизни, давала доступ к качественному образованию и при необходимости позволяла развивать компетентности и знания, которые необходимы в современном мире.
Только вот, сдается мне, образование – отнюдь не та отрасль, в которой можно что-то радикально менять. Каждый приходящий в МОН министр считает нужным что-то перекроить под себя, только вот что мы получим в будущем? Будут ли наши дети обладать одинаковыми возможностями получить среднее образование, какого качества окажутся эти умения – вопрос открытый. Если учесть, что качество образования упадет, в будущем нами будут руководить не очень образованные чиновники и политики. Но, конечно, на фоне неграмотного населения оно будет выглядеть весьма мудро. Или на то и расчет?
Деградация учебной системы на самом деле будет ощущаться не только в сфере образования, но и в коммерческих и государственных структурах. Словом, онлайн-образование может быть интегрировано в действующую базовую систему и существовать как дополнение, но никак не в виде основной. Иначе уже через десяток-другой лет на Украине можно будет ставить жирный крест. И это вовсе не метафора.
Марина УЛУНОВА