В истории человечества было немало женщин, которые опровергали стереотип, что они-де слабый пол.

В действительности они могли дать фору многим мужчинам в решительности, силе воли и прочих сильных чертах характера. Например, Мэри Кингсли вошла в историю как первая женщина, которая в одиночку путешествовала по Африке, исследуя этот загадочный материк.

В викторианской Англии девушка, которая в 30 лет так и не вышла замуж, могла надеть чепец. Так она давала всем понять, что стала старой девой и больше не рассчитывает на замужество. А женихов в государстве катастрофически не хватало: мужчины уезжали в колонии и женились на туземках. Кроме того, им была дана огромная власть над жизнью и имуществом жены, поэтому многие девушки вовсе не стремились к замужеству и, не дожидаясь 30-летия, надевали чепец. Любительницы же путешествовать выходили замуж за офицера или миссионера. Но что было делать «синим чулкам»?

Девочка из библиотеки

Мэри Генриетта Кингсли родилась в Лондоне в семье доктора Джорджа Кингсли. Братья отца, Чарльз и Генри, были знамениты тем, что писали романы, а сам Джордж путешествовал. С 6 до 11 лет девочка не видела отца: он уехал в Северную Америку изучать жизнь тамошнего коренного населения. Мать с детства внушала Мэри, что та некрасива, поэтому замуж ей никогда не выйти. Уверенная в своем уродстве девочка много времени проводила в библиотеке отца.

Ее образованию никто не уделял особого внимания, но Мэри многому научилась сама. Она обожала научную литературу и книги о странствиях. Вернувшийся отец рассказывал о несправедливом отношении к коренному населению – индейцам, об уничтожении их культуры. За время поездок ему удалось собрать обширный этнографический материал, и Мэри помогала разбирать архив, слушая захватывающие истории папы. Она поняла, что хочет изучать и защищать людей в дальних землях.

В путь!

Когда Мэри исполнилось 20 лет, ее мать серьезно заболела, брат в это время учился в пансионате, а отец, как всегда, был в отъезде. Девушка ухаживала за матушкой, дни и ночи проводя у ее постели. Через десять лет родительница умерла, вслед за ней почти сразу ушел из жизни и отец. Мэри с братом разделили между собой наследство, и девушка на доставшиеся ей деньги решила воплотить давнюю мечту – путешествовать. Она надела чепец, окончила курсы медсестер, собрала чемоданы и отправилась в Африку, чтобы продолжить книгу о местных культурах, начатую отцом.

Первое путешествие

В августе 1893 года Мэри прибыла в Сьерра-Леоне, а вскоре отправилась еще дальше – в Луанду. Провожая в путь девушку, друзья посоветовали ей путешествовать в мужской одежде – так в джунглях легче убегать от дикарей-людоедов. Послушав их, молодая путешественница сделала с точностью до наоборот: темное шерстяное платье, застегнутое наглухо, широкополая шляпа, кружевной зонтик и дорожный мешок за плечами.

Она поселилась в маленькой хижине на краю деревни. Со временем научилась понимать язык местных жителей, обращаться с ядовитыми змеями, без опаски гулять в джунглях, собирая экзотические растения. И однажды пышные юбки спасли Мэри жизнь, когда она упала в яму-ловушку с острыми кольями на дне, а зонтиком отбивалась от слишком назойливых крокодилов.

Девушка легко входила в контакт с людьми, с уважением относилась к традициям местных племен, включая многоженство и каннибализм, и спорила с приезжими миссионерами, которые выкорчевывали обычаи, не давая ничего взамен. «Если новоиспеченный христианин оставит себе только одну жену, то куда деваться остальным?» – вопрошала она. Мэри также боролась с обычаем убивать одного из близнецов, якобы зачатого от дьявола, и решала конфликты местных жителей.

Поездка в Габон

В Англию она вернулась в 1894 году, но совсем скоро снова отправилась в Африку. В Габоне Мэри спускалась на каноэ по стремнинам реки Огове, собирала редкие сорта рыб, которые затем получили ее имя. Однажды девушку схватила группа охотников: Мэри показалась им настолько смешной, что они решили использовать ее как приманку для обезьян – ведь они очень любопытны.

Местные жители вскоре начали относиться к англичанке с доверием и симпатией, почувствовав ее искренность, заботу и доброту. Одна из туземок спасла Мэри от аллергии, вызванной местной флорой, напоила целебным отваром, а та в свою очередь дала таблетки туземцу, заболевшему тропической лихорадкой. После этого местный знахарь начал брать ее с собой к больным. Пилюли, привезенные Мэри, лечили гораздо быстрее и эффективнее заклинаний, и девушку стали почитать, как белую колдунью.

Однажды она увидела, как в деревню туземцев несется разъяренный гиппопотам. Дикари, побросав жилища, разбежались, но Мэри схватила зонтик и стукнула гигантского зверя по лбу. Огромная туша развернулась и бросилась обратно в болото. «Оказывается, смертельная опасность – лучшее средство против меланхолии», – написала она в дневнике.

У людоедов

Знаменитый исследователь Африки Ниссо предложил Мэри совершить совместную поездку в Габон, где еще сохранились племена фангов-людоедов. Женщина, запутанная в «оболочки», воспринималась ими как божество. Вождь сообщил ей немало полезных сведений о законах и верованиях своего племени. В свою очередь Мэри помогла его матери, вскрыв гнойник на ее ноге и обработав рану антисептиком. Такую полезную женщину надо было задержать в племени: однажды к ней пришли старейшины сообщить, что Мэри должна стать четвертой женой туземца, иначе ее принесут в жертву духам. Женщине пришлось спешно покинуть поселение.

Последнее путешествие

Современники отмечали ее бесстрашие, а Редьярд Киплинг, один из ее знакомых, говорил: «Поскольку она все-таки человек, то должна бояться хотя бы чего-то, но я так и не выяснил, чего именно». Совершив восхождение на гору Камерун, Мэри в 1895году вернулась в Лондон. Теперь целые толпы собирались послушать ее лекции, а книга «Путешествие по западной Африке» (1897 год) сразу стала бестселлером.

Во время англо-бурской войны Кингсли прибыла в Симонстаун (Южная Африка), чтобы работать в госпитале для военнопленных. По словам коллег, Мэри «превратила эту мертвецкую в настоящий санаторий». Но через несколько месяцев женщина заболела лихорадкой и скончалась. А перед смертью попросила, чтобы ее похоронили в море…

Поделиться