Известного педагога, музыканта и философа Михаила Казиника, считающего, что «ребенок должен быть счастливым», друзья и коллеги считают поистине гениальным человеком, «апостолом культуры», ее «страстным пророком».
Впервые Михаил Казиник выступил в Киеве с 15 по 17 февраля с презентацией образовательного проекта о том, какой должна быть школа в наше время, почему необходимо искать и приводить в действие новые методы образования?
Концерты-лекции мастера всегда вызывают искренний интерес и пользуются успехом в странах Восточной и Западной Европы, США. Автор книг об искусстве, в том числе «Тайны гениев», теле- и радиоведущий, автор 56 фильмов, посвященных мировой культуре. Является музыковедом высшей категории, гостевым профессором при Стокгольмском институте Драмы и музыкальным экспертом ежегодного Нобелевского концерта.
Любое выступление белоруса Михаила Казиника становится событием. Напомним, с Украиной музыканта связывают давние дружественные связи и ежегодные гастроли с концертами.
«Музыка дает веру в бессмертие»
Маэстро представил в Киеве свою концепцию комплексно-волновых уроков. И это было так же мало похоже на обычную лекцию, как школа будущего на традиционную.
Его монолог перемежевывался с музыкой: скрипке Михаила Казиника аккомпанировал на фортепиано Вячеслав Зубков. Педагог рассказал и показал, как должна звучать скрипка, чтобы дети хотели учиться на ней играть. Почему школьников надо учить не предметам, а ассоциативному мышлению и давать парадигму образования. Какой должна быть школа, чтобы создавать цельного человека.
– Искусство – это ничто иное, как застывшая в вечности энергия любви, – говорит Михаил Семенович. – Эта энергия – единственная, которая скрепляет цивилизацию, защищает ее от разрушительных сил и дает веру в будущее. У каждого гения, кроме невиданного творческого дара, есть особые коды, которые помогают ему выжить в часто бездушном, порой агрессивном мире. Моцарт и Леонардо, Брамс и Гете, Рахманинов и Данте говорят о самом важном. Открыть для себя язык вечности и любви – важнейшая задача для обретения счастья.
Зачем учителя должны говорить о Бахе?
Автор «комплексно-волнового урока» Михаил Казиник рассказал журналистам, почему школа похожа на стюардессу, зачем учителя физики должны говорить о Бахе и кто крадет у детей лучшие годы жизни.
– В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние, – говорит Михаил Казиник. – Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации. Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Отлично». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок об «огораживании». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит подобное?
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает о технике безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Раньше все было понятно – никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед Интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети. Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее; абсурд очевиден.
«Современная школа порождает дичайшую необразованность»
Мы забираем у детей девять или одиннадцать лет в самые лучшие годы их жизни. Что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию великих классиков, слушали Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают.
Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, а речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.
Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение – другая школа, школа будущего. Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Панорамная картина мира дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением.
Идеальная школа – это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе «Семь ключей» все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.
Плюс междисциплинарности
Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом.
Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.
Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить о Бахе. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка – это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.
Чувство юмора – необходимое качество педагога
Еще одно условие – чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают ихдетям – устраивают перезагрузку.
Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без экзаменов, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы – это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно, я вам расскажу?». Обучение – это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Главное – чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.
Главный двигатель к знаниям
Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4-5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники – 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.
Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании – вы же найдете все в Интернете, как туда соберетесь. Другое дело – если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.
Главный двигатель к знаниям – это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.
По мнению Михаила Казиника, искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга. Школа должна быть радостным воспоминанием, самой светлой частью жизни человека. Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются, – это совсем преступно. Ведь выпустить надо не математика или физика, а человека!
Читайте также: в Запорожье с рабочим визитом прибыл лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
недавно в Лос-Анджелесе прошла 61-я церемония вручения самой престижной музыкальной награды Грэмми.