История великих географических открытий обычно исполнена трагедий. Путешественники, первыми отправлявшиеся на штурм неизведанного, часто расплачиваются жизнями за право называться первопроходцами. А покорение новых территорий превращается в ожесточенное сражение путешественников.

Как известно, человеком, покорившим Северный полюс, считается американец Роберт Пири, который достиг означенной точки 6 апреля 1909 года. Правда, у него есть конкурент – еще один подданный США Фредерик Кук, утверждавший, что сделал это еще 21 апреля 1908-го. Но доказательства последнего были довольно сомнительными, потому предпочтение отдали Пири. Хотя дальнейшее изучение материалов экспедиции Роберта заставило усомниться в том, что и он достиг полюса. Проблема заключалась в несовершенстве приборов того времени, что могло привести к серьезному отклонению от реального местоположения, измеряемого десятками километров.

Норвежский претендент

Среди других кандидатов на победу в «гонке к полюсу» выделялись норвежцы. Исследователь Фритьоф Нансен отправлялся на штурм Северного полюса еще в конце XIX века, но потерпел неудачу. Эстафету принял Руаль Амундсен. Еще в юности он проявлял интерес к исследованиям Арктики и Антарктики, и планомерно стал готовить себя к карьере путешественника, не только пополняя багаж знаний, но и улучшая свою физическую форму.

В 1897-1899 годах начинающий полярник Амундсен участвовал в бельгийской антарктической экспедиции, где одним из его коллег был Фредерик Кук, который спустя десятилетие схлестнется с Робертом Пири в схватке за Северный полюс.

На эту точку нацелился и Амундсен. С 1907 года он занимался сбором средств для подготовки экспедиции. К началу 1909-го ему удалось собрать достаточно денег и заручиться поддержкой правительства Норвегии. Амундсен полным ходом занимался сборами к путешествию, когда Кук и Пири заявили свои права на первенство на Северном полюсе. Норвежец понял, что он в любом случае проиграл, а значит, на северной «вершине мира» будет только вторым, если не третьим. Тогда Амундсен кардинально меняет задачу, объявив, что намерен первым достигнуть Южного полюса. Тем не менее, его намерение казалось блефом: в этой гонке был другой фаворит.

Офицер империи

В 1901 году Великобритания организовала вторую в своей истории экспедицию в Антарктиду, начальником которой был назначен офицер флота Роберт Скотт. Надо сказать, что он не был энтузиастом полярных исследований, однако к порученному делу подошел со всей ответственностью, добившись больших результатов. И это при том, что у британцев не было серьезного опыта работы в подобных условиях. Например, они не умели обращаться с собачьими упряжками и плохо ходили на лыжах, что удивляло норвежцев, к которым англичане обращались за консультациями. Позднее отсутствие подобных навыков сыграет роковую роль в «гонке к полюсу».

По итогам первой экспедиции Роберт Скотт писал: «Мы были ужасающе невежественны; не знали, сколько брать с собой продовольствия и какое именно, как готовить на наших печах, разбивать палатки и даже одеваться, дабы не окоченеть. Снаряжение совершенно не было испытано, и в условиях всеобщего невежества особенно чувствовалось отсутствие системы во всем».

Тем не менее, Скотт предпринял путешествие в сторону Южного полюса. Это была пробная попытка – сам руководитель экспедиции намеревался дойти как можно дальше, двигаясь до тех пор, пока это не будет представлять угрозу для жизни. Назад британцы повернули, достигнув 82 градусов 11 минут южной широты. До Южного полюса оставалось целых 850 километров, но дальше них на тот момент в Антарктиде не продвигался никто.

В 1907 году бывший участник экспедиции Скотта – Эрнест Шеклтон – возглавил новую попытку достичь полюса. Цели он не достиг, но продвинулся до 88 градусов 23 минут южной широты – до места назначения оставалось уже около 180 километров.

Roald Amundsen (geb. 1872, seit 18.6.1928 verschollen), norwegischer Polarforscher. Die Aufnahme entstand in einem Fotostudio in Christiana., 01.01.1906-31.12.1906

Схватка в Антарктиде

Скотта это задело за живое: офицер полагал, что приоритет должен остаться за ним. В июне 1910 года он начал снаряжать новую экспедицию в Антарктиду, заявив, что главной целью будет «достичь Южного полюса, а также обеспечить для Британской империи честь этого достижения». Англичанин знал о появлении конкурента, но намерения Амундсена всерьез не воспринимал, полагая, что норвежцу для реализации своего плана просто не хватит опыта. Так думало и большинство наблюдателей, следившей за новой гонкой.

Во время первой экспедиции Скотт не без удивления отметил высокую эффективность использования собачьих упряжек. Несмотря на это, во второй экспедиции упряжки составили лишь часть транспорта: основная ставка была сделана на лошадей и использование технической новинки – мотосаней. И снова британцы не уделили должного внимания лыжной подготовке. Амундсен, опираясь на богатый опыт норвежцев в северных полярных экспедициях, собрал большую команду ездовых собак. Естественно, все члены его экспедиции были прекрасными лыжниками.

4 января 1911 года экспедиция Роберта Скотта разбила базовый лагерь в Антарктиде в 1381 км от точки полюса. Их маршрут был разведан до точки, которой достиг Шеклтон – 88 градусов 23 минуты южной широты. 14 января на землю Антарктиды ступила команда Амундсена. Его лагерь располагался в Китовой бухте, и перед ним простирались 1285 км неразведанного маршрута.

Обе команды начали подготовку к походу на полюс, лишь в общих чертах зная о намерениях друг друга. Но 4 февраля корабль экспедиции Скотта, двигаясь вдоль побережья, зашел в Китовую бухту и обнаружил норвежцев. У Амундсена дела шли неплохо, чего нельзя было сказать о британцах: акклиматизация лошадей затянулась, одни из мотосаней были разбиты, да и в целом подготовка оставляла желать лучшего.

Новость о присутствии Амундсена шокировала Скотта и его команду. Участник экспедиции британца Эпсли Черри-Гаррард вспоминал, что среди его товарищей даже были мысли о том, чтобы отправиться в лагерь норвежцев и расправиться с ними. Сам бравый офицер тоже был в смятении, но смог взять себя в руки, написав в своем дневнике: «Наиболее правильным и разумным будет вести себя так, как будто ничего не произошло. Идти вперед и постараться сделать все, что в наших силах, ради чести родины – без страха или паники».

К этому моменту британец уже стал понимать, что ставка Амундсена на собак более верна. Тем не менее, верил, что его преимущество в виде проверенного маршрута важнее. Новости о том, что две команды исследователей готовятся к старту практически одновременно, вызвала большой ажиотаж на планете. Никогда еще гонка за географическим открытием не была так похожа на спортивное состязание. Вдалеке от Антарктиды мало кто задумывался над тем, что на кону не только приоритет открытия, но и человеческие жизни.

Марина ПАРХОМЕНКО

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться