Жители Запорожья в основной своей массе делятся на две категории: те, кто предпочитает отовариваться на рынках, и те, которым больше по душе походы в супер- и гипермаркеты. В последних нередко доводится видеть, что у некоторых товаров вот-вот закончится срок годности, но они все еще лежат на полках. И многим было бы интересно: а куда большие маркеты девают продукты, которые уже «доживают свое»?

Во многих развитых странах мира давно существуют такие организации, как фудбанки. Первый появился в США в 1967 году, и создал его бизнесмен Джон ван Хенгель, автор замечательной фразы: «Бедные люди всегда будут среди нас, но должны ли они оставаться голодными?»

Принцип работы фудбанка – распределение продуктов, которые не успевают реализовываться супермаркетами и другими торговыми точками, между благотворительными организациями и нуждающимися людьми. Проще говоря, фудбанк помогает решить две проблемы одновременно: накормить голодных и избавиться от нереализованного товара. Но то за границей. В Украине с такого рода добрыми делами дело обстоит хуже. По некоторым данным, в нашей стране в прошлом году абсолютно бедными считались 655 тысяч человек, доход которых был ниже прожиточного минимума (1700-1853 гривны по ходу 2018-го).

В Украине первый фудбанк организовали в 2011 году, партнерами организации были в основном международные социальные компании. Наша страна даже получила от компании Cargill стартовое финансирование – 50 тысяч долларов – для развития этого направления. Но, видимо, торговые сети не очень-то хотят отдавать нуждающимся даже просрочку, и до последнего пытаются продать уже начинающий портиться продукт. В Украине нереализованную продукцию фудбанку все эти годы передает лишь одна крупная торговая сеть – более 400 тонн продуктов на сумму свыше 7 миллионов гривен.

В нашей стране развитие фудбанков тормозит отсутствие законодательства, контроль над утилизацией продуктов, срок годности которых подходит к концу. К тому же поощрять такую благотворительную деятельность у нас некому. Да и информации об объемах выброшенной просрочки нет, потому и говорить о грамотном перераспределении неликвида в пользу малоимущих невозможно. Такое впечатление, что власти и общественным организациям данная тема не только не интересна, но и элементарно не выгодна.

Пообщавшись с администратором одной из торговых сетей Запорожья, узнаю, что сроки реализации регулярно проверяются, но это не забота о людях, а желание распродать товар. На просрочку навешивают ярлыки, предлагая купить ее по акции со значительной скидкой. И люди, в основном малоимущие и пенсионеры, приобретают такой товар, иногда подолгу храня его на полках холодильника. Риск отравления? Нет, не слышали… Менеджеров такие мелочи волнуют мало, для них важнее продажи и доход.

Моя собеседница также рассказала, что очень часто ценники с конечной датой реализации продукта банально переклеивают, продлевая «жизнь» товара на несколько дней. Этот способ часто применяют к кашам, макаронам, чаю, конфетам, маслу, маргарину и т.д. Администратор торговой сети уверяет, что из-за пары дней просрочки ничего плохого не произойдет, а на вкус истекший срок хранения не влияет.

Запорожанка Александра Завьялова живет в доме, окна которого выходят на транспортную площадку одного из супермаркетов. Женщина говорит, что примерно дважды в неделю коробки с просроченной едой выставляют к мусорным бакам.

Чего там только нет! Торты, палки колбасы, брикеты творога, куски сыра – все, что передерживать опасно. Видимо, держат до упора, и лишь потом выбрасывают. Бездомные возле бака дежурят круглосуточно и в любую погоду, потому что есть хочется всегда. Наверное, и они боятся отравиться, но голод сильнее страха. Мне кажется, каждый более-менее крупный супермаркет мог бы организовывать свои собственные благотворительные акции, просто раздавая нуждающимся товар или еду, которая скоро испортится, – убеждена Александра Завьялова.

По примеру западных стран периодически в торговых центрах Запорожья устанавливаются так называемые «Полки доброты», куда люди могут выкладывать продукты – в основном, самые необходимые, вроде хлеба, молока, макарон или круп. Принцип прост: если позволяют финансовые возможности – пополни полку продуктом, а нуждающийся возьмет. Что ж, задумка неплохая: нужно заботиться друг о друге, раз власть занята более важными делами. Но, увы, вся загвоздка – именно в «периодичности», потому что эти самые полки то появляются, то пропадают…

Нечего сказать?

Чтобы узнать, куда девают товар с истекающим сроком годности запорожские супермаркеты, обращаемся к их администраторам. Звоним в «АТБ», что по улице Независимой Украины 86-б, где управляющей является Юлия Еременко. Набираю указанный на стенде для потребителей номер, представляюсь, после чего женщина что-то невнятно пробормотала, затем быстро сослалась на занятость и положила трубку. Заметьте, даже не услышав сути вопроса и не предложив созвониться позже!

Между тем, именно администраторы и управляющие – своеобразное звено между магазином и покупателем. И обязаны давать ответы на вопросы не только покупателям, но и прессе. Но, видимо, конкретно в этом «АТБ» есть что скрывать от общественности, раз подобных звонков и вопросов здесь боятся, как огня. Или это личные страхи Юлии Еременко?

Обратились с аналогичным вопросом в «Сильпо». Взявшая трубку женщина не представилась, но сообщила, что большую часть просроченного товара супермаркет сдает поставщикам, и дальнейшая их судьба ей неизвестна, а другие продукты утилизируют.

От редакции

Из всего этого можно сделать простой вывод: западное общество действительно строится на принципах социальной справедливости, когда богатые делятся с бедными. Тамошним супермаркетам легче раздать «некондиционную» еду неимущим, чем тратиться на ее утилизацию. В Украине же царит принцип, простите на слове, жлобства, когда непроданный товар лучше вернуть производителю или сжечь. Вот уж поистине где «дым Отечества нам сладок и приятен»…

Марина УЛУНОВА

Читайте также:

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться