Такую вот ироничную реплику услышал от знакомого по поводу «Парк Древнеприднепровского периода» (№29 от 22.07.2021) хозяйственного использования далекого прошлого. Скепсис бывалого земляка невольно напомнил нескольколетней давности аналогичную реакцию зеленого васильевского подростка, согласившегося провести меня к «замку Попова», в ходе беседы о значении сей памятки.

Последующий её неспешный обход и детальный осмотр экспозиции тамошнего музея, совершённые в полном одиночестве (за исключением двух музейных работников, занятых своими делами), казалось бы, вполне подтверждали правомерность сомнений в практической целесообразности этой сферы деятельности. И впрямь, зачем выбрасывать на ветер солидные бюджетные средства на малоинтересное выяснение тайн минувшины, а тем паче сохранение и восстановление их материальных выразителей (вроде того же «замка»), когда обществу остро не хватает денег на самое насущное – зарплаты, пенсии, жильё, образование, медицинское обслуживание? Согласитесь, тут есть о чём помозговать. В частности, можно ли сделать «копание в прошлом» прибыльным настоящему и будущему?

Напомню: речь идёт не о компактных макетах типа стилизованного под средневековье поповского поместья-усадьбы (кстати, прекрасно выполненного!) и даже не о воссоздании в натуральную величину древних жилищ, как в музее «Древняя Аратта – Украина» (с. Триполье Киевской обл.) или на соседней Хортице, а о действующем объекте, наглядно представляющем образ жизни легендарных предшественников. Что даёт уникальную возможность посетителям (туристам, любителям и знатокам седой старины) как бы самим «окунуться» вглубь тысячелетий и даже представить себя в роли тогдашнего обитателя Поднепровья. Для чего в «араттском» поселении выделить несколько «гостевых» помещений с полным набором средств пра-прадедовского жизнеобеспечения – от одежды, сельскохозяйственной, ремесленной и кухонной утвари до веровальной атрибутики. С предоставлением возможности желающим «реанимировать» в своём подсознании архаическую память о пращурах, их повседневных трудах, заботах, быте и мироощущении.

Подобная «гостиница», как показывает опыт функционирования такого «ретротуризма» на столь любом нашими «евроинтеграторами» Западе, – очень доходный и, что крайне важно, благородно воспитательный бизнес. Масса тамошних обитателей, пройдя во время отпусков и каникул «проверку временем» и хорошенько прочувствовав себя «в шкуре» пращуров своих общностей, начали бережнее относиться к родной природе, обычаям и устоям. Вот что такое умный, изобретательный и всемерно выгодный подход к воспитанию гражданина! Словом, одним махом сем бед побивахом – и экономику укрепили, и стимулировали рост интереса к собственной истории, и повсеместно – особенно у молодёжи – подняли патриотические чувства.

Что нам мешает сотворить подобную «курицу, несущую золотые яйца»? По примеру хотя бы уже упомянутого частного трипольского музея «Древняя Аратта – Украина». В отличие от скнеющих в безденежье и беспросветной нужде государственных да коммунальных коллег, организаторы-хозяева этого культурно-просветительного заведения (коллекционер Александр Полищук, предприниматель Владимир Лазоренко, народный художник Украины Анатолий Гайдамака и всемирно известный ученый-археолог Юрий Шилов) сумели сделать его высокорентабельным и востребованным: количество ежегодных посещений временами достигало пятидесяти тысяч (население Энергодара и Днепрорудного, вместе взятых)! И это при том, что музей расположен в «глубинке», довольно далеко от Киева, других больших городов.

Секрет успеха? Прежде всего, в будоражащем воображение выборе объекта внимания – культуре, восходящей к истокам человечества и родившейся на отчих просторах. Это вам не разоренное охотничье поместье XIX века с претензиями на рыцарские экзоты. Тут все дышит потрясающей архаикой, немеркнущей истинностью и одновременно магнетической таинственностью. Судите сами: комплексные исследования последних лет доказали, что еще за четыре-пять тысяч лет до нашей эры, когда не существовало ни Афин, ни Древнего Рима, ни даже египетских пирамид, в междунайско-днепровских степях было множество городов площадью по 300-500 га с двадцати-тридцатитысячным населением, обитавшим в одно-трехэтажных домах. Куда они делись?

У трипольцев (по названию села, где более века тому киевским археологом и краеведом Викентием Хвойкой впервые были обнаружены соответствующие артефакты) бытовал обычай сжигания поселений после перебирания в новые места из-за, очевидно, истощения почвы примитивным подсечноогневым земледелием. Аэрофотосъемки и геомагнитные планы местности с абсолютной достоверностью подтвердили существование в древности высокоразвитой цивилизации, успешно конкурирующей со всемирно признанным «отцом человечества» – Шумером. А может, и являющейся его предшественницей.

Посудите сами: московскому историку-шумерологу Анатолию Кифишину в 1994-1996 годах удалось расшифровать выбитое на стенах «Каменной могилы» (уникального природного святилища в районе Мелитополя) календарное обозначение, восходящее к… XII тысячелетию до н.э. Что на целых две тысячи годков старше наиболее раннего культурного слоя древнейшего города Земли – Иерихона (9550 г. до н.э.)! Представляете, какие потрясающие перспективы открываются у местной власти в «раскручивании» столь благодатного материала при формировании перспектив хозяйственного развития региона. Чем мы хуже греков, итальянцев или египтян, выгодно «продающих» свои античные развалины бесчисленным ордам туристов со всего света?

Но и трипольских музейщиков можно с успехом переплюнуть, заселив реконструированный «осколок» Аратты энтузиастами-земляками, пожелавшими «оборотиться» на какое-то время в древних приднепровских земледельцев, скотоводов, ремесленников, воинов, волхвов. Более того, стоит попытаться в деталях воссоздать канувший в Лету быт и жизненный уклад пращуров по принципу самоокупаемости за счет приема туристов, продуцирования «араттских» сувениров (керамики, украшений, средств охоты и хозяйства), съёмок фильмов о юности человечества на достоверной натуре и пр. «Оживление» нашей прадавней истории, помимо экономического эффекта, дало бы мощный толчок к увлечению молодежи полезными знаниями о земле-матушке и, конечно же, росту патриотических настроений. А какой простор для творческой фантазии и коммерческого успеха откроет организация международных фестивалей, скажем, под бойким названием – «У колыбели человечества»! При всем уважении к запорожскому сечевому ритуалу, нужно признать, что казачество – лишь этап в становлении цивилизации на родимых просторах. Доколе же его будоражащим воображение предтечам пребывать в недальновидном забвении?

 

Юрий СКИБА

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Публікації