Вопрос цензуры в украинском медиа-пространстве всегда стоял достаточно остро. Любая власть старалась обезопасить себя от неконтролируемой критики – как справедливой, так и явно заказной. Два года назад, с приходом «новой молодой команды», общество верило: теперь свобода слова и гласность станут реальной нормой, а не просто записанным где-то параграфом. Но на практике оказалось, что цензура никуда не делась.
На днях Мирослава Барчук, ведущая ток-шоу «Обратный отсчет», выходящего на телеканале «Суспільне:UA», заявила о давлении со стороны Офиса президента, который давно и жестко контролирует присутствие на эфирах народных депутатов от «Слуги народа». Якобы кандидаты согласовываются с Михаилом Подоляком, советником главы ОП.
– 11 октября был поставлен ультиматум: на тему энергетической безопасности в эфире будут присутствовать или двое «слуг» (оба не эксперта) или ни одного. 18 октября ультиматум заключался в том, что двое «слуг» придут на эфир только при условии, если редакция откажет ранее приглашенному Гео Леросу. Программа отказалась выполнять условие – и депутаты монобольшинства в студии не появились, – говорит Мирослава Барчук.
Кто не в курсе, 100% акций АО «Національна суспільна телерадіокомпанія України» принадлежат государству, но оно каналом якобы не руководит и не влияет на его редакционную политику. И ключевое слово здесь «якобы»: по-настоящему независимые СМИ у нас редкость еще та.
Ну, и понеслась! Упомянутый журналисткой советник главы Офиса президента Михаил Подоляк по поводу ее заявления сказал следующее:
– Специально проверил, как были представлены депутаты партии «Слуга народа» в программах Мирославы Барчук. Выяснилось, что только в этом политическом сезоне в восьми программах присутствовали не менее шести спикеров от партии, включая ее главу и заместителя. То есть говорить о каком-то предвзятом отношении со стороны властей некорректно, – отметил Михаил Подоляк.
Он добавил, что выбор ходить или не ходить на подобные эфиры (которые имеют крайне незначительные рейтинги) решают для себя сами депутаты. Дескать, «если депутат хочет прийти на эфир, остаться там в одиночестве, попасть в «токсичную среду», созданную ангажированными ведущими, выслушать бесконечные оскорбления и иметь гораздо меньше времени для своих реплик – это только его личное право».
Отреагировал на скандал и президент Украины Владимир Зеленский:
– Я давлю сегодня уже на всех – на олигархов, на бизнес, теперь уже и на Барчук. Если она покажет, что я лично ей что-то говорил или кто-то из Офиса президента – я обязательно разберусь. Странно, что государственное телевидение говорит о давлении со стороны власти, – заявил гарант.
На реплику журналистов, что «слуги народа» отказались от участия в программе, президент ответил: «Ну, отказались и отказались. Не понимаю, причем здесь я или Офис президента. Но понимаю, что это хайп. Мы ничего не согласовываем, никаких списков не предоставляем, тем более «Суспільному:UA». Что касается депутатов, они могут ходить или не ходить на эфиры. Они свободные люди. Но если нужно, чтобы я обратился к председателю фракции Давиду Арахамии и чтобы он давил на депутатов, что они обязательно должны ходить к этой госпоже, я могу обратиться», – заявил Владимир Зеленский.
Отметим, что для расширения круга спикеров партия «Слуга народа» периодически отправляет нардепов на тренинги. Однако пул «говорящих голов» монобольшинства по-прежнему мал. Не потому ли возникают такие неловкие ситуации – типа «того пригласить, того не надо, иначе я обижусь и не приду?» И это уже не хайп, как говорит президент Зеленский, а проявление цензуры – нужно это признать. Просто своеобразное и не самое ординарное.
Но давайте подытожим это занятное противостояние. На самом деле цензура и давление на телеканалы, прежде всего, на самые крупные, давно является очевидным фактом. Они будто по команде не показали, что в расследовании «Пандора» фигурирует гарант Владимир Зеленский, зато в один день одновременно продемонстрировали пиар-фильм Офиса президента о том, как хорошо он подготовил парад на День Независимости.
Ну, и что делать? Политической оценки комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова. Правовой оценки Офиса генерального прокурора, в котором создана, кстати, целая специальная комиссия по защите прав журналистов. Управлять вручную СМИ у нас пытались многие президенты, но ничем хорошим для них искажение реальности не заканчивалось. А «темники», если помните, вообще приводили к катастрофическим – революционным – последствиям.
Марина УЛУНОВА
Читайте также: