В этот период Украина в очередной раз оказалась на распутье – как обычно, между Европой и Россией. Если конкретнее, Соглашением об ассоциации с ЕС и Таможенным союзом.
Два взаимоисключающих направления, два вектора развития – необходимо было делать выбор. Потому как и Брюссель, и Москва торопили, а также сулили «кнуты и пряники». Вальсировать между двух огней становилось проблематично.
Крутой разворот
В конце 2012 года Виктор Янукович неожиданно отменил свой запланированный визит в Москву. Поговаривали, что там он собирался дать согласие на вступление Украины в Таможенный союз, а взамен выбить новую скидку на газ и некую макрофинансовую помощь. Но в канун этой поездки с Януковичем якобы вошли в контакт представители Еврокомиссии, пообещав за подписание Соглашения об ассоциации с ЕС поддержку лично ему, как главе государства. Ну, и снова-таки бонусом выступала финансовая помощь. Это первая версия. И вторая: договор с Европой Виктор Федорович использовал, как инструмент давления на Кремль, хотя подписывать его на самом деле не планировал.
Так или иначе, но уже в начале 2013 года Украина круто развернулась в сторону Европы, притом, что ранее процесс оформления договора с ЕС был заморожен. Ближе к лету было очевидно, что все у Киева с Брюсселем на мази. То есть Таможенный союз отодвигался на дальний план, а Москва проигрывала геополитическую борьбу с Европой за Украину. Безусловно, в Кремле пришли в ярость, и реакция не заставила себя долго ждать.
Европейская нестыковка
В августе Россия ввела новые правила режима прохождения украинских товаров на таможне. Это решение привело к тому, что наш экспорт в РФ был де-факто приостановлен. Вдобавок к этому в Москве намекнули, что готовы вообще выйти из зоны свободной торговли с Украиной. На Банковой переполошились, но давать задний ход Соглашению об ассоциации с ЕС не стали. Более того, всячески давали понять, что власть не признает другого пути, кроме европейского – и точка.
Но на этом фоне никто как-то всерьез не задумывался над тем, какие гарантии готова нам предоставить Европа в экономическом плане. Все-таки потеря российского рынка для нашей страны была бы весомым фактором – должен же кто-то компенсировать потери. И в этот момент в Брюсселе развели руками – мол, а мы еще сами за расчеты не брались, берем паузу на размышления. Ну, разве что кредиты от Международного валютного фонда – это всегда пожалуйста. Но только с условиями: повышение тарифов на газ, заморозка зарплат, гривне – свободный курс. Сделай власть хоть что-либо одно из вышеперечисленного, и ей на будущие выборы вообще можно было не соваться.
Крутой разворот-2
Что оставалось делать Виктору Януковичу? Правильно, снова пытаться наладить связь с Россией. Следствием чего стала резко изменившаяся риторика: Соглашение об ассоциации с ЕС нам невыгодно. А в конце осени пошли слухи о том, что за отказ от европейского курса Москва может «отблагодарить» Украину не только скидкой на газ и финансовой поддержкой, но и пока не настаивает на нашем вступлении в Таможенный союз. А 21 ноября премьер-министр Николай Азаров заявил о приостановлении подготовки подписания Соглашения об ассоциации. Забегая наперед, через несколько недель в Кремле пообещали Украине и солидную скидку на газ, и кредит на 15 миллиардов долларов.
Если подытожить: власть одержала тогда стратегическую победу над Россией. И насчет газа дешевого договорилась, и кредит крупный получила, и в Таможенный союз вступать нас никто не обязывал. С таким набором Виктор Янукович и его однопартийцы могли смотреть в свое политическое будущее с оптимизмом. Но – украинцы осерчали, что в своих «векторных метаниях» власть снова не спросила их мнения. И страна стала готовиться к восстанию.
Слово народа
Во-первых, люди чувствовали себя одураченными. Получается, власть много месяцев водила их за нос, рассказывая о европейском будущем, а потом цинично «кинула». В который раз, да еще и не слишком расходуя словарный запас и энергию на объяснения. Тут-то и припомнили команде Януковича все их «заслуги», включая оголтелую коррупцию. Уже вечером 21 ноября, едва Николай Азаров объявил о «сворачивании Европы», в Интернете появились призывы к людям выходить на улицы. Поначалу акции были немногочисленными, но затем обрели массовый характер. Примечательно, что оппозиционные политики были не готовы к такому повороту. Перманентные протесты против власти по городам и весям они и до того организовывала, но не более.
Однако свое слово сказал народ. 29 ноября Виктор Янукович поехал в Вильнюс на саммит ЕС, где должна была произойти ратификация Соглашения об ассоциации, и отказался подписывать документ. За что на Родине немедленно получил ярлык «предателя». В ночь на 30 ноября бойцы «Беркута» силой разогнали участников евромайдана, и в ответ Украина получила масштабную акцию протеста.
Затишье перед бурей
1 декабря наиболее радикальные группы митингующих пошли на штурм Администрации президента, но их оттеснили. Вроде бы эти действия были согласованы с лидерами оппозиции, но те позже открестились от таких указаний и договоренностей. Одновременно с этим ведущие украинские телеканалы стали организовывать включения с евромайдана, выражая плохо скрываемую симпатию к митингующим. Все просто: за несколько лет окружение Януковича успело «потрясти» не одного олигарха, а значит, у тех был зуб на президента и его клику.
Вместе с тем, на протяжении всего последнего месяца 2013 года события развивались ни шатко ни валко. Естественно, накаленность обстановки в Украине чувствовалась, периодически она «подогревалась» – природным образом или искусственно, но это не столь важно. Было очевидно, что о стабилизации положения можно только мечтать. На открытое обострение конфликта власти и оппозиции никто особо не упирал. Видимо, обе стороны рассчитывали на некие договоренности – свои люди, разве ж не найдем компромисс? Поэтому 2014-й страна встречала более-менее ровно. Еще не зная, что это был последний относительно спокойный год в ее современной истории…
Максим КОРОБЕЦ
- Читайте также: После небольшого ослабления, случившегося перед выборами президента, гривна крепнет. Нацбанк также повысил официальный курс гривны на 9 коп., до 26,68 грн/долл.
- Что делать, если переименовали улицу, город? В связи с декоммунизацией населенный пункт и улицу, где я проживаю, переименовали. Но в паспорте остаются прежние названия.