На пятом году независимости Украина, наконец, стала выходить из пике нестабильности. Несмотря на продолжающийся спад производства, власти удалось обуздать инфляцию, начать погашение внешних долгов, впервые выпустить ценные бумаги для покрытия бюджетного дефицита. Тем не менее, до полноценного рывка вперед нашей стране все еще было далеко.

Поделиться

На пятом году независимости Украина, наконец, стала выходить из пике нестабильности. Несмотря на продолжающийся спад производства, власти удалось обуздать инфляцию, начать погашение внешних долгов, впервые выпустить ценные бумаги для покрытия бюджетного дефицита. Тем не менее, до полноценного рывка вперед нашей стране все еще было далеко.

Расчистка под олигархов

Не без усилий и компромиссов президенту Леониду Кучме удалось заложить основу для наведения относительного порядка в Украине. Во-первых, необходимо было обозначить внутренний курс, по которому надлежало двигаться государству. Решили, что главный вопрос на этом этапе – приватизация, и ставку сделали на создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Благодаря этому в стране появился крупный национальный капитал: он и встал во главе возрождения отечественной промышленности. Понемногу начала приходить в себя экономика, создаваться рабочие места – словом, жизнь налаживалась.

Но была и другая сторона медали: крупный украинский капитал расчищал пространство исключительно под себя, всеми силами препятствуя допуску в страну ФПГ из других государств. Для этого новоявленные олигархи прибегали к коррупции, «задабривая» ответственных чиновников. Таким образом, капитал и власть тогда опасно сблизились, а после и вовсе срослись – да так, что и по сей день не разлей вода. То есть в определенной степени можно говорить о том, что в некоторых моментах Украина за прошедшие двадцать с лишним лет практически не изменилась.

Базис для «распила»

В 1995 году наша страна продолжила реформировать систему управления, которая еще не слишком отличалась от советской по многим параметрам. В перечне главных вопросов числились два переплетенных между собой: наполнение бюджета и налогообложение. Недолго думая, правительство постановило, что наряду с налогом на доходы физических лиц хорошим подспорьем для казны будет налог на добавленную стоимость. Он у нас был и до этого, но еще не позиционировался как одна из основных бюджетных составляющих.

Этот год стал отправной точкой для фактически окончательного формирования «наполнителей» госказны, и НДС в этом было отведено очень почетное место. Заодно настал черед спекуляций на таких понятиях как распределение бюджета (ныне именуемое «распилом») и контроль над расходами. Как видим, ситуация не изменилась и в наше время: бюджет по-прежнему кромсают не в пользу народа, а показателем политического мастерства остается умение отхватить кусок пожирнее. Что ж, стабильность – признак класса…

Первый европейский

Фактически сразу после обретения независимости, в 1992 году, Украина получила статус «специально приглашенного гостя» в Парламентской ассамблее совета Европы (ПАСЕ). Это позволило нашим народным депутатам участвовать в работе структуры. «Гостевой» статус растянулся на целых три года, и лишь теперь Совет Европы единогласно утвердил резолюцию о присоединении Украины в качестве 37-го члена ПАСЕ. По сути, это был первый наш успех на европейской ниве, но и ответственность за него предстояло нести не абы какую.

К примеру, реформировать национальное законодательство под стандарты Совета Европы. Вдумайтесь: прошло уже двадцать три года, но мы к этим нормам приближаемся с удручающе медленной скоростью. А ведь авансы Украине выдавали самые радужные. Ну, ошиблись, с кем не бывает? Удивительно даже, что Европа еще с нами возится. Но тут, скорее, прослеживается не желание включить Киев в свою «семью», а исключительно шкурные интересы ЕС.

Патриархальная бойня

18 июля 1995 года вошло в нашу историю как «черный вторник». В этот день произошло первое открытое противостояние верующих Киевского патриархата с властью, ориентировавшееся в большинстве своем на патриархат Московский. Произошло это на похоронах патриарха УПЦ КП Владимира, где присутствовали около десяти тысяч человек. С решением власти запретить хоронить патриарха на территории Софийского собора паства не согласилась, и в результате вспыхнуло кровавое побоище между верующими и спецназом.

Итог плачевный: более сотни человек получили ранения, ходили слухи о нескольких убитых участниках столкновения. Интересно, что найти виновных в избиении граждан и тем более наказать их так и не удалось. А полный разрыв между Киевским и Московским патриархатами с той поры стал решенным фактом.

Старт большого передела

15 октября 1995 года на стадионе в Донецке во время футбольного матча между «Шахтером» и симферопольской «Таврией» прогремел взрыв, в результате которого погиб президент горняков Ахать Брагин – бизнесмен с неоднозначной репутацией. Взрывное устройство (около 5 кг пластида) было на радиоуправлении и заложено примерно за месяц до инцидента. Опознать Брагина удалось лишь по часам дорогой марки. Следствие установило, что теракт осуществила преступная группировка Игоря Кушнира, которая и до, и после этого организовала еще немало заказных убийств. А в Украине вместе с этим взрывом на стадионе наступил период большого передела бизнеса в государственных масштабах…

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Style