Выхода нет, есть только вход и то не тот…

Владимир Высоцкий

 

Нарыв, наверное, созрел. Отставка украинского правительства под предводительством Алексея Гончарука обнажила ту бездну, в которой находится Украина. Не стану скрывать: автор этих строк голосовал на выборах президента в 2019 году именно за Владимира Зеленского.

Собственно, причин было две. Первая стандартная – Петр Порошенко должен был уйти и в первую очередь потому, что размножение в стране ненависти било через край. А вот вторая причина была нетривиальная. Именно пришествие Владимира Зеленского должно было указать, что деградация украинского общества достигла критической, наиболее низкой точки. Может быть, только осознав это, наш народ коллективным разумом способен будет что-то изменить к лучшему. Ведь если бы победил кто-то из старой гвардии соискателей президентского кресла, ползучий дерибан украинской собственности и земли продолжался бы дальше. А так «авгиевы конюшни» должны были распахнуться сразу.

Специфическая зависимость

Конечно, процесс вызревания нарыва предусмотреть, просчитать было невозможно. Просто становилось понятно, что если страна выбирает себе в президенты пусть и успешного, но, скажем так мягко, артиста комического жанра, дальнейших вариантов развития у нее нет. Это означает, что, во-первых, исчерпан запас самодостаточных политических персонажей, которым может доверять рядовой обыватель, а во-вторых, оказывается, что сам народ достоин именно такого президента. Именно такого уровня государственной организации.

Ибо нет сомнения в том, что даже при наличии самых высоких душевных порывов и лучших моральных качеств человек из такой специфической сферы искусства эффективно управлять сложной государственной системой не в состоянии. Он просто зависим от своего окружения. И если «коллективному разуму» всего народа такое в процессе выборов в голову не пришло, то страна достойна именно такой судьбы.

Утверждаю, что именно сегодня мы достигли своего дна в понимании того, что сами собой представляем. И даже гипотетически возможный вариант диктатуры будет если не активным движением вверх, то по крайней мере поиском выхода из создавшегося положения.

Адепты телефонного права

Но вернемся к нашему переформатированному правительству. Да, по первому впечатлению персонажи, вживляемые в государственную систему власти, выглядят посильнее правительства полных… младодемократов (хотя часть тех, кто остались, вызывает по-прежнему нехорошие чувства у не безразличных к будущему Украины людей). Во всяком случае, у них есть определенный опыт государственного управления, они обладают адекватным пониманием происходящего. Но сама болезнь под названием «деградация государственного устройства Украины» на сегодняшний день выглядит неизлечимо.

Начнем с самого простого вопроса: у нас президентская власть или парламентская? Никто об этом по-прежнему не задумывается. Мы на бумаге, на очень дорогой бумаге – в Конституции – записали, что у нас коллективная форма управления, а на деле все зависит от гаранта. От президента, который по многолетнему предыдущему опыту своей работы занимался чем угодно достойным, но никак не государственным управлением.

И если по этой части у всех слоев общества – управленцев, олигархов, бизнесменов разного уровня, интеллигентской среды и простого народа существует консенсус, то страна обречена. Да, самое печальное, что и такая влиятельная категория в нашем обществе, как эксперты и политологи, также этот вопрос практически не будируют. Очевидно, беззаконие устраивает всех.

Собственно, по большому счету, это совсем не беда. Просто соблюдение законов в нашем обществе – во всех его слоях – не в чести. Мы устроены именно таким образом, что телефонное право выше закона. У нас в системе взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления полный консенсус – вторые полностью подчиняются первым. Председатель областного совета, например, никак не может отказать ни в какой, даже самой малой просьбе, тому же заместителю руководителя Офиса президента. Иначе рискует нарваться на «излишнее внимание» со стороны силовиков или несогласованного голосования по болезненным для него вопросам в своем сессионном зале.

«Птенцы Сороса»

В американском сериале «Родина» есть такой эпизод, когда главная героиня, консультирующая вновь избранного президента США по специальным вопросам, обратилась к нему с просьбой повлиять на службу ювенальной юстиции, которая забрала у нее дочь. Хозяйка Белого дома с возмущением отказала, объяснив, что это не в ее компетенции. Скажите, можно ли представить себе нечто подобное в украинских реалиях?

Наше правительство консультируют и курируют уже третье десятилетие различные западные эксперты. Навскидку, не менее 2/3 уже отставленного Кабмина – ставленники собирательного образа Джорджа Сороса, госкорпорации заполнили их же представители. На экранах наших телевизоров – фильмы низкого пошиба, но западного производства прошлого века, американский доллар уже стал нашей второй (или первой?) национальной валютой. И что? Кто-то ощущает, что он уже американец?

Как будто намечающийся сегодня откат от подходов и персонажей, навязанных Украине нашими западными «партнерами» в системе государственной власти, свидетельствует о том, что переиначить народ, имеющий абсолютно иную ментальность, невозможно. Понятно, что на место «детей гнезда Сороса» будут вживляться ставленники украинского олигархата. Но этот путь мы уже проходили, две пятилетки – обрезанная Майданом Януковича и полная Порошенко тому свидетельства.

Накладывающиеся на наши внутренние реалии все возрастающее неверие и безразличие Запада и «отторгнутость» России вообще никакого оптимизма не внушают. Можно, конечно, в этой ситуации задуматься о том, имеет ли сегодня Украина какие-то внутренние скрытые резервы, чтобы подобно барону Мюнхгаузену, рвануть себя за волосы и выскочить из трясины…

Смена декораций

Что мы наблюдаем конкретно сегодня, в момент полусмены правительства? Ну, конечно, только не проявление воли президента по его перетряхиванию. Чтобы это делать, нужно иметь и соответствующие знания организации государственного устройства, и механизмы влияния, и финансовые инструментарии. Этим набором обладают только те влиятельные игроки, которые занимаются препарированием украинского организма. С большой долей вероятности можно предположить, что трансформация правительственной структуры происходит лишь потому, что на данном этапе люди, которые были поставлены для выполнения конкретных задач, с ними не справились.

А во-вторых, действия, которые предпринимаются этими силами, на данном этапе не соответствуют умонастроениям крупных масс украинского народа. Это тот объективный фактор, без которого успеха достичь невозможно. Ведь внешние силы воздействия и контроля над Украиной регулярно производят социологический мониторинг (итоги этих опросов частично иногда и появляются в нашем публичном пространстве). Это нужно как раз для того, чтобы правильно скорректировать курс организованных реформ.

Идет глубокая и постоянная трансформация сознания украинского народа, и никто пока не знает, сколько времени она продлится. Может оказаться, что на этом пути и у наших западных кураторов не хватит сил и терпения, и внутреннего упорства у народа окажется достаточно, чтобы этой губительной трансформации избежать. Кроме того, это очень длительный и трудоемкий процесс, одна-две пятилетки – это не срок.

В этом и состоит шанс для Украины. Очевидно, что как раз в данный момент большее влияние на организацию государственного механизма оказывают внутренние олигархические силы. Но они являются просто компрадорской составляющей по отношению к своему народу, не более. Зрители, находящиеся в зале, разумеется, могут думать, что идет оздоровление организма государства. Но самые трезвые и осознанные из них должны понимать, что происходит всего лишь смена актеров и декораций, а реализация сценария будет продолжаться так, как задумали его организаторы.

Лечит только время?

Так что системного шанса у Украины нет совсем. Однако в том и состоит коварство истории, что в какой-то момент появляется внесистемный шанс. Так было в России на рубеже веков, когда разорявший страну режим Ельцина-Чубайса-Гайдара ослаб, а внешние силы влияния на какое-то время утратили бдительность. Видимо, посчитав, что у страны шансов подняться уже нет.

Но в том-то и дело, что в народе всегда сохраняются здоровые силы. Они есть и у нас в стране, просто проявление их на данном этапе смерти для них подобно. И чем дальше будет идти процесс угнетения страны и государственного организма, тем меньше шансов для их проявления. С этой точки зрения развитие такого сценария, который был реализован на выборах в 2019 году и есть благо, так как процесс вскрытия нарыва ускорился. Еще раз повторю мысль, которую озвучивал в начале данной статьи: если бы на выборах президента победил кто-то из системных игроков, шансов подняться с колен у Украины было бы гораздо меньше.

Однако сегодня мир настолько глобализован и взаимозависим, что одного внутреннего, субъективного фактора будет недостаточно. Нужно еще и необходимое условие – довлеющее влияние крупного внешнего игрока, которому коренной перелом в Украине жизненно необходим. Однако какое влияние к тому времени будет иметь внутриукраинская националистическая фронда, пока неизвестно. И выражение, что лечит только время, для нас сегодня очень даже уместно. Вот только хватит ли у страны терпения выдержать те тяготы, которые сегодня она несет?..

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

Читайте также:

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Політика