Этот период для Украины характеризовался крайней степенью политической нестабильности. «Оранжевая» команда продолжала цапаться, сходиться и расходиться, недолго пробывшие в статусе оппозиции регионалы понемногу брали реванш и создавали задел на будущее. То есть каждый тянул одеяло на себя и мало думал о судьбе государства, не говоря уже о его развитии.

Вечно бьющиеся горшки

Противостояние президента Виктора Ющенко и премьер-министра Виктора Януковича становилось все более ощутимым. Наверное, основным разногласием между ними было нежелание Партии регионов поддерживать курс на интеграцию Украины в НАТО, на чем настаивали США. На конфликте первых лиц государства умело спекулировала Юлия Тимошенко, которая разыграла карту политической реформы 2004 года, по которой глава державы мог блокировать решения исполнительной власти и парламента.

В итоге БЮТ вместе с регионалами проголосовали за преодоление президентского вето, что стало поводом для окончательного расхождения Ющенко и Януковича. Сама же Юлия Владимировна стала подзуживать гаранта к роспуску Верховной Рады. И 2 апреля глава государства подписал соответствующий указ – формально из-за перебежек народных депутатов из фракции во фракцию.

Кабмин и парламент обратились в Конституционный Суд с требованием признать решение Виктора Ющенко незаконным. Добавила масла в огонь и попытка президента поставить во главе Генеральной прокуратуры своего человека, после чего спецназ МВД фактически захватил здание ГПУ, а гарант в ответ дал распоряжение внутренним войскам двигать на Киев. Вполне могло дойти до кровопролития, но стороны все же нашли компромисс: 27 мая было объявлено о договоренности провести досрочные выборы парламента осенью.

 На круги своя

Есть мнение, что Партия регионов согласилась на это благодаря договоренностям с президентской «Нашей Украиной» о создании коалиции в новом созыве Верховной Рады. Но парламентские выборы спутали политическим игрокам все карты. ПР взяла на них 34% голосов, Юлия Тимошенко и ее блок – 30%, а «Наша Украина» – всего 15%. У двух последних на двоих хватало на создание хрупкого большинства в ВР – с перевесом всего в несколько голосов. Ну, и как было объяснить электорату, что «оранжевые» будут блокироваться со вчерашними противниками-регионалами?

На Банковой долго размышляли, как избежать альянса с БЮТ, но ничего путного так и не придумали – пришлось президентской политической силе снова кооперироваться с командой Юлии Тимошенко. В ноябре 2007 года пост спикера занял 33-летний Арсений Яценюк – он стал самым молодым главой парламента в истории Украины. А Леди Ю снова уселась в премьерское кресло. Но только с третьей попытки пройдя процедуру утверждения ее кандидатуры в Верховной Раде.

Досрочный «конец» президента

Казалось бы, вот оно – наступила шаткая, но долгожданная стабильность. Куда там! Снова в стране разгорелись споры по поводу внешнеполитического вектора Украины. Но пока наша «верхушка» грызлась между собой, а премьер-министр все-таки подписала заявку на присоединение к Плану действий по членству в НАТО, в позиции самого альянса произошли радикальные перемены. Наше намерение по членству он должен был утвердить на саммите в Бухаресте, но к тому моменту Россия достигла соглашения с европейскими лидерами о дальнейшем нерасширении НАТО на восток за счет Украины и Грузии.

Это означало, что нашу страну вывели из геополитической игры, подтвердив ее нейтральный статус. В тот момент стало понятно, что на этом большая политическая карьера Виктора Ющенко закончилась – он не оправдал доверия избирателей, не воплотив в жизнь основное свое обещание – о евроинтеграции Украины и сближении с НАТО. Соответственно, с арены гарант уже сходил, и народу оставалось лишь определиться, кто станет преемником.

В августе, когда Россия оттяпала у Грузии часть территории, премьер Юлия Тимошенко не рискнула напрямую обвинить Кремль в аннексии, чем спровоцировала развал парламентской коалиции с «Нашей Украиной». Заговорили о создании большинства в ВР в формате БЮТ+ПР – это на фоне того, что президент снова подумывал о разгоне органа законодательной власти. Но в конце 2008 года Юлии Тимошенко удалось с трудом создать в Раде коалицию с частью «Нашей Украины» и блоком Литвина, и роспуска удалось избежать.

Кризисная оглобля 

А вот украинцы вдобавок к политической конфронтации получили еще одну головную боль. Правда, была она и у всего остального мира – пришедший в сентябре 2008 года из США мировой финансовый кризис. Сначала наша власть, занятая внутренними разборками, вовсе не придали ему значения. А когда спохватилась, было уже поздно – оглобля уже махала вовсю. Отечественный экспорт не то чтобы сошел на нет, но цены на него обвалились капитально. То есть сократились источники финансовых поступлений в государственный бюджет. Затем западные банки перестали кредитовать украинские, вследствие чего дефицит платежного баланса в стране стал разрастаться.

В результате – жуткий обвал промышленности и массовое сокращение работников; падение гривны по отношению к доллару (с 5 до 8 гривен); банкротство банков и запрет НБУ на досрочную выдачу депозитов (всего «заморозили» около 145 миллиардов гривен). Понятное дело, население охватила паника. На помощь в этой ситуации пришел кредит от Международного валютного фонда, который спас украинскую экономику от реального падения в пропасть. Но о хоть какой-нибудь стабильности говорить было преждевременно…

 

Максим КОРОБЕЦ

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться