Люди, далекие от науки, в наше время ждут от нее чуда и только чуда.

Аркадий и Борис Стругацкие,
«Понедельник начинается в субботу»

В поисках вакцины от вирусной напасти весь мир с надеждой смотрит на науку, которая может решить проблему. Поиском спасительной вакцины занимаются не менее 70 стран мира, и подвижки в этом направлении уже есть. Окно возможностей открылось и для украинской науки.

В середине апреля наш президент пообещал $1 млн за изобретение вакцины от COVID-19. Мало того, что это не самая большая цена, также под вопросом – за какие деньги ее создадут. Ведь на текущие процессы тоже средства нужны.

На голодном пайке

Так сложилось, что на государственном уровне украинская наука долгие годы остается не в чести. За все время независимости в расходную часть попадало в основном социальное обеспечение – пенсии, субсидии, пособия. А с недавних пор добавились траты на декоммунизацию, музеефикацию и прочие увековечивания. Даже в лучшие времена деньги по инерции не доходили в НИИ, университеты, научные центры и лаборатории. Нашей науке приходится выживать в рыночных условиях, когда несказанно везет отхватить заказ от государства или частных лиц.

В качестве подтверждения можно привести слова доктора экономических наук, профессора, академика НАН Украины, председателя Совета Нацбанка Богдана Данилишина о состоянии научной сферы: «Несколько лет назад я бы говорил, что состояние нашей науки плачевное. К сожалению, как я и предполагал, становится еще хуже. Достаточно сказать, что за последние 10 лет численность исследователей Украины сократилась более чем вдвое. Украина входит в число стран с наименьшей концентрацией исследователей: 12 человек на 10 000 населения против 55 в странах Европы и ОЭСР. Все это результат недостаточного внимания государства».

Он отметил, что процесс разрушения украинской науки уже запущен. Поспорить с ученым можно в одном: оно вошло в финальную стадию. Даже если финансирование и будет налажено, то возрождать научную школу останется некому. Одни ученые уходят на покой, другие выезжают за рубеж, третьи находят себя в иных сферах.

Призыв к украинским ученым найти вакцину свидетельствует о том, что для отечественной науки не все потеряно, и в нее государство готово инвестировать. Пандемия оказалась хорошим поводом для оживления исследований, сохранения научной школы и дает шанс на сохранение науки, как института общества. При этом ведущие украинские ученые убеждены, что миллионом не обойтись, устаревшее оборудование не позволит. Это не дачный инструмент в гараже склепать. Доктор физико-математических наук Семен Есилевский по этому поводу заметил: «Такие исследования – это многолетние миллиардные инвестиции, продуманная государственная политика, стратегия подготовки кадров и привлечение специалистов мирового уровня. Миллион долларов для таких работ – это даже не на скрепки».

Несгибаемые будни

Кроме проблем с материальным и кадровым обеспечением приходится бороться и с другими малоприятными вызовами. Украинская наука парализована не только технически. Научный сотрудник киевского института геронтологии Александр Коляда рассказал, с чем пришлось столкнуться разработчикам тестов на коронавирус.

Первый зарегистрированный ПЦР-тест в Украине был сделан в середине февраля. Сразу объявились заграничные покупатели с заманчивыми предложениями. Однако все наши тест-системы используются только в украинских лабораториях, и это главный показатель не декларативного, а подлинного патриотизма.

В то же время Александр Коляда сказал, как чиновники из Министерства здравоохранения всячески мешали запуску отечественных тестов в Украине. Они пытались продавить тендер на многомиллионную закупку зарубежного оборудования, а наши разработки мешали успешной и выгодной покупке, потому что были несовместимы с их маркой оборудования.

– Вы на всех уровнях мешали нам работать. Это та часть министерства, которая не здравоохранения, а на самом деле – самосохранения. Когда мы официально просили помощи у МОЗ с контрольными образцами от первых пациентов в Украине, которые могли бы ускорить массовый выход разработки в разы, нам тонко намекнули что этого нам лучше не ждать никогда, – обвинил бюрократов ученый.

Можно отметить, что бездействие в целом ненаказуемо, а как только запускается работа, сразу идут в ход палки в колеса. Разработки слабо идут не потому, что денег нет, а потому что на эти деньги бывает много желающих. Не потому что заграничные тесты и оборудование лучше, а потому что часто они жирно смазаны откатами, – констатировал Александр Коляда. Единственное, о чем сейчас просят ученые, позволить им сделать свою работу. От них зависит, с какими потерями мы выйдем из пандемии.

В целом прогноз на выздоровление украинской науки благоприятный. Не сдается старый кадровый состав, подрастает новая генерация ученых, вопреки всему продолжаются научные разработки и преодолеваются бюрократические препоны. Но для эффективного лечения требуется калорийное питание. В нашем случае – достойное и бесперебойное государственное обеспечение.

Наталья ЕРМАКОВА

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться