Тарифная политика в Украине уже многие годы вызывает вполне справедливые нарекания по самым разным аспектам.
В первую очередь, разумеется, со стороны населения, которое регулярно страдает от непомерности той же «коммуналки». Хотя и промышленный сектор не намного больше доволен ценами на потребляемые им ресурсы. Более того, закладывая их в себестоимость продукции, в очередной раз бьет по рядовым гражданам гривной.
Однако большинство из нас мало задумывались или вообще не знает о том, как
формируются эти самые тарифы? Допустим, в отношении такого блага цивилизации, как электроэнергия. Сейчас этот момент важен еще и потому, что наши европейские «партнеры» отчего-то уверены: украинцы платят за нее слишком низкую цену.
И надо бы уже в 2021 году привести данный показатель в соответствие с теми тарифами, которые действуют в ЕС. В специальном докладе Европейского энергетического сообщества указано, что создания рынка электроэнергии у нас не произошло, равно как и разделения функций на ее производителя, транспортировщика и оператора. Также в этой организации уверены, что государство по-прежнему регулирует цены в Украине и не отпускает их в свободное плавание. Но насколько такие заявления соответствуют действительности, а требования привести наши цены на электроэнергию в соответствие с европейскими оправданы? Об этом шеф-редактор ПОЗИЦИИ Сергей Знаменский говорит с экспертом энергетического рынка Александром Козыряцким.
– Александр Николаевич, насколько сегодня цена на электроэнергию в Украине соответствует рыночной?
– Для начала давайте разберемся, что такое вообще тариф. Если говорить просто, это калькуляция затрат производителя и поставщика определенного ресурса. Допустим, человек приходит на овощной рынок и ему называют стоимость продукта за килограмм. Она агрегирует в себе всю информацию о том, во сколько обошлись выращивание продукции, ее удобрение, доставка и т.д. По идее, точно такая же схема должна действовать и на энергетическом рынке Украины, но у нас ценообразование как таковое отсутствует, как и
сводный энергетический баланс в государстве вообще.
Этим обстоятельством десятилетиями и сполна пользуются наши олигархи-монополисты, продающие электроэнергию и промышленности, и бытовым потребителям по той калькуляции, которую выставляют сами. А государство не вмешивается в данный процесс, хотя по-хорошему обязано контролировать его через рыночные механизмы и техническо-технологический регламент. Посему удивляться, что тарифы на электроэнергию в Украине взяты фактически «с потолка», не приходится. Отсутствие прозрачного рынка энергоресурсов – главная проблема нашей страны, как промышленности, так и рядовых граждан. Человек получает платежку и не понимает, откуда берутся такие цифры? Но в отсутствие выбора вынужден платить.
– А тут еще Европа подоспела с заявлениями о том, что платим мы за электроэнергию, в общем-то, слишком мало…
– В рамках Соглашения об ассоциации с ЕС мы взяли на себя также выполнение Европейской энергетической хартии. Но есть один важный аспект: каждая страна, независимо от своего статуса в Евросоюзе, модель и механизмы перехода на новые условия разрабатывает самостоятельно. То есть по факту требовать играть по спущенным «свыше» правилам ЕС Украину заставить не может. Конечно, основные моменты по выполнению хартии с нашими западными партнерами согласовывать мы обязаны, но точно не до последней запятой.
Теперь что касается стоимости электроэнергии в Украине. На сегодняшний день на энергетических хабах по всей Европе есть распределительные центры, куда и стекается электроэнергия. У нас это так называемый Бурштынский энергоостров в Ивано-Франковской области. Так вот, на нем фиксируется самая высокая цена на 1 МВт электроэнергии в Европе – 42 евро! Для сравнения: в Норвегии она составляет 7 евро, в Швеции – 8, во Франции (где базовая цена формируется из стоимости атомной энергии, как и в Украине) – 16 евро, в Германии – 22, в Австрии – 26. Так где же, позвольте спросить, у нас низкие цены?
– На ваш взгляд, уравнивание стоимости электроэнергии для промышленности и бытовых потребителей – это адекватная мера?
– Давайте возьмем для примера Запорожскую область. Есть у нас ферросплавный завод – в стоимости его продукции 68% составляют затраты на электроэнергию. На других предприятиях этот показатель ниже. Ну, а бытовые потребители – вообще отдельная песня. Что использует в быту обычный человек? Холодильник, телевизор, компьютер, кофеварку, зарядку для телефона – словом, по мелочи. Все дело в объемах потребления, поэтому нельзя всех унифицировать!
Это, конечно, если подходить к вопросу комплексно, грамотно и правильно. У нас многие предприятия, ориентированные на экспорт и приносящие в государственный бюджет валюту, давно загнаны в угол. Если при действующих тарифах на электроэнергию они будут работать «по-белому», станут убыточными. То есть сбалансировать тарифы нужно так, чтобы промышленность работала на государство, была рентабельной и конкурентной, внедряла на производстве новые технологии.
– Александр Николаевич, не так давно и.о. министра энергетики Юрий Бойко оперативно отреагировал на замечания наших «добрых» европейских партнеров и сказал, что цены на электроэнергию для населения Украины действительно занижены. И вроде бы уже декабрьские платежки граждан «потяжелеют» на 7 копеек за кВтч – это без увеличения стоимости транспортировки ресурса, НДС и т.д. Это ли такая забота правительства о потребителе? При этом украинскую власть еще и упрекают в том, что государство излишне регулирует рынок.
– Это не соответствует действительности. Кто имеет право экспортировать нашу атомную электроэнергию, вырабатываемую на государственных АЭС? Правильно, частники. А как же, простите, госбюджет? На чем державе зарабатывать, где брать средства на реализацию тех же социально-экономических программ? Проще говоря, в реальности мы видим лоббирование интересов одного украинского монополиста под соусом «требований Евросоюза». Нынешнее правительство во главе с премьер-министром Денисом Шмыгалем – это в некоторой степени дочернее предприятие компании ДТЭК Рината Ахметова.
Кроме того, как в стране может быть низкая цена на электроэнергию, если больше половины населения – за чертой бедности? Еще один показательный момент: в Украине регулярно проходят аукционы по продаже электроэнергии. Но это фикция, поскольку в реальности данные мероприятия – всего лишь официальная передача ресурсов в руки монополистов. Да, по положениям Европейской энергетической хартии нужно обеспечить четкое разделение генерации, транспортировки и потребления ресурса. Но наша «элита» умышленно перепутала глаголы «разделить» и «поделить» – естественно, по чьим-то карманам.
– Атомная энергетика, базовая для нас, и так называемая «зеленая» сегодня пересекаются весьма плотно. Примечательно, что в Европе «зеленый» вопрос очень спорный, не все страны им занимаются. А в Украине этот вид энергетики продвигается серьезно и чуть ли не на государственном уровне…
– Именно потому и блоки на атомных электростанциях у нас периодически «консервируются»! Сейчас, кстати, Кабинет министров планирует закрыть еще пять энергоблоков. Таким образом, последовательно уничтожается НАЭК «Энергоатом», власть подводит его к банкротству. По сути, компанию отдают на растерзание все тому же упомянутому нами монополисту в лице ДТЭК. А где же государственный контроль? Его снова нет! Все говорят о рынке энергоресурсов при полном его отсутствии. Но именно держава обязана создать одинаковые для всех условия и правила
игры, внедрить рыночные механизмы – и монополисты тоже должны стать его участниками с теми же правами, что и у остальных компаний! А на деле узурпирован сам рынок, и хочет того потребитель или нет, он вынужден плясать под дудку олигархов.