Несмотря на острую потребность в утилизации хлама, позитивное отношение земляков к ее внедрению неопределенное. А все из-за боязни получить под боком очередное «вонючее» и вредоносное для здоровья предприятие. Наглядное тому подтверждение – десятилетней давности «отбивные» страсти, кипевшие среди жителей Днепрорудного вокруг обсуждавшейся тогда в горсовете возможности реализации соответствующего проекта. С последующим его «благополучным» забвением…
Аналогичных примеров категоричного неприятия украинской общественностью, казалось бы, безальтернативного решения «свалочной» проблемы – предостаточно. Где же выход? И как в подобных случаях поступают «за бугром»? В частности, что касается убеждения граждан соглашаться на возведение рядом подозрительных мощностей, дружно не воспринимаемых нашим людом.
Несколько лет назад с телеканалов международных новостей не сходили поражающие (под стать львовским) кадры забитости отходами южноитальянских городов, особенно жемчужины Средиземноморья – Неаполя. И одновременно массовых протестов тех же неаполитанцев против попыток власти открыть законсервированные свалки. Доходило до кровавых столкновений.
Возникла патовая ситуация: народ требовал неотложно (донимала летняя жара) освободить улицы от хлама, но при этом не отвозя его на ближние полигоны твердых бытовых отходов (ПТБО). А тут еще вмешался Евросоюз, пригрозив жуткими штрафами за каждые сутки неубранного сора. Оказавшись меж двух огней, тамошние местыне власти (весьма сходные по расторопности со здешними коллегами) взялись в авральном режиме строить три утилизационных завода, временно открыв и старые «отходники». Протестующие же соседи получили щедрые компенсации «за вредность». И исключительно острый социальный нарыв был оперативно вскрыт…
Чего же тогда поражаться немыслимому для нас уровню очистки выбросов современных утилизационных предприятий, без нареканий населения функционирующих… в центре многих западноевропейских столиц! А в Копенгагене на крыше такого «грязного» объекта даже обустроена круглогодичная лыжная слаломная траса с искусственным покрытием. Разве нечему тут поучиться нам, а не ограничиваться горестными стенаниями да жалобами, когда затрагиваются их жизненно важные интересы!
Повсеместно забитые до отказа ПТБО рано или поздно подлежат закрытию. И что вместо них? Повторение львовского сценария развоза своего хлама по всей стране? Ежу понятно: на базе отживших свое клоак придется возводить современные перерабатывающие предприятия (естественно, безопасные для окружающей среды и людей). Разумеется, предварительно изыскав источники финансирования и проведя широкую организационно-разъяснительную работу с населением. В первую очередь – о необходимости раздельного сортирования мусора (чего, кстати, от нас уде требует Закон Украины «Об отходах»). И тут без специалистов не обойтись.
Да-да, оказывается, есть такая экзотичная наука – гарбология (от англ. garbage – мусор), занимающаяся классификацией, изучением и нейтрализацией отходов. Не ошибусь, заявив, что за ней – большое будущее. Ведь лес, нефть, газ, руда, минералы конечны, а вот «издержки потребления» – наоборот, и до тех пор, пока существует род людской. Имеется даже своеобразное ответвление мусороведения – свалочная археология (изучение уровня и характера развития общества по утильсырью). Так, в «продвинутых» социумах превалирует его ремесленная составляющая, а в аграрных – продуктовая.
В нынешней гарбологии на первый план выступают самые современные отрасли: биофизика, вычислительная техника, органическая химия. Как же нашей молодежи пригодится возведение напичканных электроникой и «разумными» механизмами высокотехнологичных предприятий, превращающих вредные отходы в полезные доходы на месте нынешних затрапезных свалок! Не доведется тогда искать свою судьбу вдали от родного дома. Что хотя бы малость улучшит негативную демографическую ситуацию в безнадежно стареющих провинциальных городках.
Пора бы уж осознать простую истину: социальные конфликты следует упреждать, а не разбивать о них лоб, уповая на «саморассасывание» проблем. Что стало, увы, порочной нормой в затрапезном отечественном коммунальном хозяйстве, особенно в устаревшем коллективном жилфонде, лишенном элементарного технического аудита и профилактического ремонта. Значит, обреченным на полный развал – вопрос лишь в сроках…
Не в пример Евросоюзу, куда столь рьяно рвемся. Там ПТБО повсеместно сменяются рекультивированными уголками природы – газонами, спортивными площадками, а то и целыми оздоровительными комплексами, подобно недавно открытому при въезде в Лондон на месте крупнейшей в Великобритании свалки. Регулярно пополняемые отходы «без пересадки» преобразовываются в полезные вещи: стройматериалы, удобрения, биогаз, вторичную бумагу, пластиковые изделия и даже сувениры. С колоссальными перспективами: по подсчетам экологов, прибыли на «вонючем» бизнесе могут достичь в США 40 миллиардов долларов, а в Западной Европе – более 30 млрд. В Украине же, где официальные и «дикие» мусорники занимают площадь Дании, – от 3 до 6 млрд «баксов», что сопоставимо с годовыми расходами на пенсии!
Ей-ей, горько, обидно и стыдно перед славными предками – рыцарями степи – за отчую унизительную беспомощность в наведении элементарного лада в общем доме! Начиная с первоосновы – очищения его от десятилетиями накапливавшегося губительного шлама. Без чего невозможно рассчитывать на уверенное социально-экономическое развитие. В собственных же квартирах мы не объединяем светелку с помойкой. Посему от слов – к делу: ежели возведение жизненно необходимых утилизационных мощностей упрёеся в очередные «объективные обстоятельства», придется воспользоваться нетленным девизом Остапа Бендера: «Заграница нам поможет!»
Конкретно – местным органам власти обратиться к парламентариям от запорожского края, как ранее говорили, с депутатским наказом: «выйти» на представительство, например, дружественной нам Швеции – страны, добившейся наибольших успехов в переработке отходов (порядка 95% при наших-то жалких 5%), для изучения и внедрения тамошнего опыта. С последующим установлением взаимовыгодного сотрудничества.
В частности, поскольку шведы настолько очистились от промышленного и бытового утиля, что уже импортируют его из-за рубежа для загрузки мусороперерабатывающих заводов, не отдать ли им наши свалки в концессию? Пусть оборотистые скандинавы поучат хозяев более продуктивному распоряжению «непобедимыми» отбросами…