У Запорожья немало славных сыновей и дочерей, которые строили наш город, растили достойную смену, приумножали потенциал казацкого края. Среди таких известных, уважаемых людей – Людмила Островская. 9 сентября ей исполняется 70 лет. Сегодня она – гость редакции.
– Людмила Петровна, сейчас такое время, что быть успешным чрезвычайно престижно. Ваша трудовая биография – постоянный карьерный рост. Хорошо ведь, когда человек достигает многого.
– Только во времена нашей молодости понятие «карьера» больше трактовалось как «самоотдача в работе». Я сама запорожанка, выпускница пединститута (русская филология). Очень любила профессию, детей. И вдруг в 1979 году мне предлагают возглавить среднюю школу № 30. Коллектив женский, в основном 50-летние «училки». А у меня, 30-летней, при росте 156 см весу – 44 килограмма. Меня с усмешкой спрашивают: «Ты-то, детка, хоть институт закончила?» В начале попробовала авторитарные методы руководства. Но все быстро встало на свои места. Стороны поняли, что главное – это дети, их обучение и воспитание. 3 сентября школе исполнилось 90 лет. Многим она дала достойную путевку в жизнь.
За годы независимости в нашей стране только сейчас стали уделять внимание подготовке кадров. Раньше было по-другому. Руководство Ленинского райкома партии предложило внедрить в нашей школе самоуправление. Сейчас это воспринимается как банальность, а 30 лет назад выглядело смело. Кстати, когда мне предлагали перейти на другую административную работу, я всегда рекомендовала на свое место педагога – куратора детского самоуправления. И никогда об этом не пожалела.
– Но поскольку школ не хватало, директора часто становились и кураторами новостроек.
– Да, мне выпала такая доля, и не единожды. Строилась СШ № 96. В 1985 году – открытие. Летом я не вылезала со стройки, благо, жила недалеко. Как-то в середине июля всю ночь лил проливной дождь. Надела я резиновые сапожки, накинула плащик, и в полседьмого утра уже там. Вдруг вижу, подъезжает машина, из нее выходит дядька в резиновых сапожищах, в дождевике – и на стройку. Присмотрелась – а это Яланский Валентин Антонович, председатель горисполкома. У этого чудо-руководителя было правило: до начала рабочего дня самому проверить состояние дел на важнейших объектах, а потом либо подключить помощников, либо воздать каждому «по заслугам». Вот так тогда понималось понятие «карьера».
В 1990 году в Запорожье строились сразу три школы – № 109, № 110, № 111. Они-то и стали последними. Рождаемость после распада СССР резко упала. Приходилось прилагать титанические усилия, чтобы спасти существующие школы, и в будущем создать школу нового типа. Так вот, ООШ № 109 – это тоже мое детище. Я очень благодарна людям, с которыми прошёл этот этап моей жизни. За два года была построена школа. А в стране – разруха, безденежье. Набрали коллектив (опять же женский). Зарплаты еще нет – объект не сдан. Летом сами таскали на себе парты, столы, шкафы, различное оборудование. Ничего, справились.
– И все же в городе вас больше знают как представителя власти.
– Да, мне приходилось работать зампредом Ленинского и председателем Орджоникидзевского райисполкома. Когда городским головой стал Александр Головко, он пригласил меня быть его замом по вопросам образования, спорта, социальной защиты и культуры. Именно в это время в Запорожье была создана детско-юношеская спортивная школа «Спас». Сейчас ее филиалы есть во многих городах Украины, а традиционные казацкие боевые искусства обрели статус национального вида спорта. Вместе с начальником управления соцзащиты Галиной Курышовой нами были созданы программы защиты детей-сирот и инвалидов. Этих ребят стали вне конкурса принимать в вузы, оздоравливать на море. Эти программы продолжила и Ольга Полковникова.
И все же, при той нищете и разрухе, когда сахар и мыло выдавали по талонам, люди хотели жить, радоваться, видеть перспективу. Как власть помогла молодым актерам и режиссерам открыть независимый экспериментальный театр-лабораторию VIE. А на смену несколько старомодному «Поэтическому Травню» пришла «Весела Січ». Каждый из районов города выставлял свою программу. Задача была – показать казачество в юмористическом стиле. Готовился большой концерт на площади Фестивальной. Подключились и промышленные предприятия. Михаил Ткалич, директор завода «Запорожкран», сделал городу шикарный подарок – сцену из металлоконструкций, которая, к слову, служит до сих пор. Зам городского головы Геннадий Липский переговорил с другими директорами, и они изготовили настил. Труды не прошли даром. В ходе концерта зал ухохатывался до изнеможения, тот же Ткалич от смеха едва не выпал из кресла. На губернатора Вячеслава Похвальского случайно вылили сметану, но он лишь невозмутимо стряхнул ее платочком со своего делового строгого костюма.
Довелось работать и замом у «народного мэра» Александра Поляка. Главное, что запомнилось – это чувство локтя в его команде, ее желание сделать жизнь города яркой, насыщенной позитивом.
– Почему ушли с госслужбы, если не секрет?
– Ровно в 55 лет ушла. По-моему, чиновник должен быть достаточно молодым, энергичным. Затем я была проректором по воспитательной работе в мединституте. К сожалению, серьезно болен мой муж, поэтому я по большей части рядом с ним.
– То есть деловая женщина не может, не должна жертвовать семьей ради карьеры?
– Меня к этому выводу привели два случая. Как-то школьная учительница моей дочери говорит: «Ваша Лена в сочинении о семье написала, что у ее мамы голубые глаза. Но ведь у вас глаза карие. Она вас просто редко видит». А я была уверена, что с детьми все нормально. Наши с мужем родители были пенсионерами. Бабушка отправляла 9-летнего Костю в музыкальную школу, а потом встречала его на троллейбусной остановке. Однажды мальчик не приехал. Звоню учительнице, а она заявляет, что мой ребенок уже месяц не посещает занятий. К счастью, Костя нашелся. Оказывается, он на проспекте пересаживался на трамвай и просто катался по городу… После этого я поняла, что такое мать для детей. Сейчас у сына и дочери свои семьи, оба кандидаты наук.
– Зрелым людям всегда кажется, что вот только всему научился, все познал, а тут уже и осень жизни…
– Не беда. У нас в городе создан клуб «Товарищ», члены которого – бывшие руководители разных рангов. Мы поддерживаем друг друга, помним об ушедших, собираемся в дни их памяти. Наш опыт и наша помощь еще пригодятся.
Валентина ГРИГОРЬЕВА





