Как в капле воды просматривается море, так и состояние каждого населенного пункта – лакмусовая бумажка к показателю здоровья всего государства.
Тем паче при показательной корреляции дат их рождения: первому (родному городу) «стукнуло» 60 лет, второму (независимой Украине) – ровно в два раза меньше. Причем дело не столько в сроках, сколько в сущности происходящих общественных процессов у обоих юбиляров.
Подобно своей здешней «капле», возникшей в досамостоятельной «тридцатилетке» буквально на голом месте, наша ненька тогда динамично росла и развивалась, войдя в десятку наиболее индустриально развитых стран Европы. А вот вторую половину, уже на собственных-то «демократических» хлебах, – подобно шагреневой коже, сжималась и сворачивалась, обвалившись до континентального дна. Экономического, социального, политического. Обидно и стыдно!
Особенно строителям, эксплуатационникам окрасы Приднепровья – Днепрорудного, одного из самых молодых, благоустроенных и озелененных поселений Украины с надежным градообразующим предприятием – Запорожским железорудным комбинатом, мощным энергетическим «тылом» в виде соседних ЗАЭС и ГРЭС, отменной рекреационно-оздоровительной базой на побережье Каховского водохранилища-моря.
Горькая ирония: при таком-то богатейшем, перспективнейшем потенциале имеем гнетущее усыхание деловой, хозяйственной активности. Надо же – в благословенную-то послесоюзную эру не возведено ни одной многоэтажки, закрылась масса предприятий (даже баня и пекарня). Грустным символом местного запустения стали два многолетних недостроя. А демографическая ситуация просто катастрофична: из года в год – неизменное превышение смертности над рождаемостью при стремительном старении горожан, более трети которых (краевой «рекорд») – пенсионеры. Кто же завтра будет производить, а не только потреблять?
Взглянем на сферу занятости населения: из крупных предприятий, по сути, остался лишь ЗЖРК. Но он физически не в состоянии «переварить» ежегодное пополнение рынка труда выпускниками школ, специальных учебных заведений. К тому же предлагаемый выбор комбинатовских профессий устраивает далеко не всю молодежь. Вот и разлетается наше будущее с домашнего порога, оставляя одиноко стареть родителей, дедушек-бабушек.
Ежели так и далее продолжится, вскоре тут останутся одни шахтеры, сыровары, коммунальники, торговцы и дачники-пенсионеры. Согласитесь: грустная перспектива для предполагаемого, но так и не состоявшегося крупного промышленно-хозяйственного, изыскательского центра южной части родимой державы! Даже в своем названии соединившим две первоосновы отечественной экономики: ее главную водно-энергетическую артерию – Днепр и одни из лучших, богатейших в мире залежей железной руды.
Уже не говоря об историческом значении этих мест, издревле привлекавших предков современного человека. Что отнюдь не случайно: благоприятный климат, плодородная, сейсмически устойчивая почва, неистощимый запас речной влаги, равнинный, способствующий развитию скотоводства, земледелия и ремесел ландшафт, выгодное стратегическое расположение, наконец (как доказано исследованиями биологического влияния залежей полезных ископаемых) стимулирующие жизнедеятельность людского организма россыпи металлических ископаемых. Так неужели мы, цивилизованные «возрожденцы», глупее и недальновиднее своих «диких» предшественников – араттов, киммерийцев, скифов в распоряжении неисчислимыми богатствами, дарованными самой матушкой-природой?
О перспективности познавательно-краеведческого направления в развитии города могут служить знаменательные находки, сделанные при археологических раскопках близлежащих скифских курганов. Чего стоит знаменитый Солохинский массивный золотой гребень удивительно тонкой ювелирной работы! На его двустороннем рельефе очень реалистично изображена сценка сражения воина-всадника на вздыбившемся коне с двумя спешившимися кочевниками. А сколько подобных бесценных «всадников» еще ждет своих первооткрывателей!
Но еще большие резервы Днепрорудного кроются не в седой старине, а в восходящем будущем. Так почему бы не последовать удачному зарубежному опыту создания центров инновации, технопарков, экополисов по типу американской Кремниевой долины или российского Сколково? Недавно отчие атаманы спохватились, заявив о готовности приступить к реализации указанной идеи посредством так называемого президентского университета будущего.
Естественно, далее возникнет потребность в «рабочем месте» для ожидаемых специалистов высоких технологий – академгородке. Поскольку же солидные средства на его закладку, так сказать, с нуля в державной казне вряд ли найдутся, выбор придется делать из существующей производственно-жилищной базы. Для чего оптимальные условия предоставляют не шумные мегаполисы-миллионники, а тихие, компактные, комфортные, с развитой инфраструктурой, надежным энергообеспечением и удобным географическим расположением городки.
Не правда ли, знакомые черты Днепрорудного? Конечно, ежели его хорошенько почистить, подремонтировать. Почему бы «отцам города», памятуя народную мудрость «Кто рано встает, тому Бог подает», не проявить инициативу, заблаговременно выйдя на Кабмин с надлежащим предложением? Несложно догадаться, что при положительном решении молодежь не только перестанет уезжать свет за очи, но и, подобно первостроительным годам, хлынет сюда со всех родимых просторов, даже из-за рубежа, привлеченная технико-информационным бумом. На его-то гребне легче будет разгребать и набившие оскомину водоканализационные, теплосетевые, отходные завалы.
Наконец, еще один заманчивый вариант оздоровления малой Родины подсказывает сообщение об интересе китайских предпринимателей к возрождению горнодобычи в соседнем Степногорске. Вот бы и здешним керманычам связаться с восточными «тиграми»! Правда, по другому поводу – возможности внедрения у себя тамошнего опыта создания и функционирования специальных экономических зон (СЭЗ), с которых, собственно, началось китайское экономическое чудо. А чем мы хуже?
Юрий СКИБА, Днепрорудное