О феномене «чайлдфри», то есть нежелании заводить детей, активно заговорили в 1970-е годы в Европе. В Украине же пик популярности подобных сообществ пришелся уже на «нулевые». Правда, в подобной позиции многие до сих пор видят не свободный выбор, а уклонение от «демографического долга» перед обществом, хотя далеко не все готовы и хотят становиться родителями.

Концепция чайлдфри появилась на Западе, где в брак традиционно вступали и вступают поныне позже: считалось, что прежде нужно позаботиться о карьере своем материальном положении. Говоря о том, как люди в разных странах женятся, ученые пользуются линией Хаджнала – воображаемой чертой, проходящей по Европе (от Финляндии через Санкт-Петербург до города Триест в Италии). Наиболее высокий процент чайлдфри встречается в западных странах. К востоку же от этой линии общества всегда были более традиционными, но сейчас и там ситуация меняется – чайлдфри появляются даже в Объединенных Арабских Эмиратах. А вот в африканских странах южнее Сахары рождение ребенка по-прежнему считается обязательным.

Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря сексуальной революции и надежной контрацепции. Но все же говорить, что чайлдфри возникли только в 1970-х, не совсем верно. Исследователи полагают, что исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отрекаться и от секса – например, девушки могли стричься в монахини или не выходить замуж в принципе, оставаясь «старыми девами». Иные и вовсе шли на жестокие меры – вплоть до детоубийства.

Развитие контрацепции помогло «развести» сексуальность и деторождение. Материнство стало правом, а не обязанностью, женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом, а давление извне начало ослабевать. В послевоенные годы семьи строились вокруг детей: ради них родители были готовы сохранять брак или отказываться от карьеры. Но затем фокус сместился на взрослых и их потребности: люди получили большую свободу выбора, начали тратить силы исключительно на свои интересы или совмещать их с воспитанием детей. Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребенка, изменили свое решение. Тем не менее многие женщины признаются, что не пожалели о своем решении не рожать.

Во многом идеи чайлдфри были тесно связаны и с феминизмом. Рождение потомства всегда считалось не просто долгом, но и «естественным» желанием любой женщины, а материнский инстинкт – «встроенным» в каждую из них по умолчанию. Феминизм второй волны не обошел этот вопрос стороной: тяжелое положение женщины связывали со способностью к деторождению – она оказывалась заложницей физиологии.

Популярность чайлдфри привлекла внимание социологов: в 1980 году Джин Виверс опубликовала книгу «Бездетные по собственному выбору». Она выделяла два типа людей с такими взглядами: так называемых «реджекторов» и «аффексьонадо». Первые испытывают отвращение ко всему, что связано с маленькими детьми: беременности, родам и лактации. Вторые настолько очарованы своим бездетным образом жизни, что не хотят от него отказываться; при этом они могут положительно относиться к чужим детям.

Если одни чайлдфри никогда не сомневались, что у них нет «родительского гена», другие не всегда настолько уверены в своем выборе. В 2000-х годах на первый план выходят новые типы людей, отказывающихся от деторождения. Исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши назвали их «волнообразными отказниками» и «постоянными откладывателями». Их позиция по поводу детей может меняться со временем.

Первые хотят завести ребенка, затем меняют свои планы, а потом снова возвращаются к мыслям о детях, не переставая при этом использовать надежную контрацепцию, – в итоге появление потомства так и остается на уровне нереализованного проекта. Вторых же сложно назвать уверенными в своем решении не рожать: они готовы к детям, просто «не сейчас». В итоге это переходит на постоянную основу: со временем люди настолько привыкают к своему образу жизни, что уже или не могут вписать в него детей, или не могут завести их по состоянию здоровья.

Сейчас об осознанном нежелании продолжать семью говорят все больше. О бездетном образе жизни рассказывают многие знаменитости. Традиционно между женственностью и материнством ставился знак равенства, но сейчас слабый пол все чаще сомневается в необходимости деторождения – при этом мужчины-партнеры не всегда разделяют их взгляды. Зачастую это связано с нагрузкой, которая при рождении наследника до сих пор ложится только на мать, и тем, что женщины боятся потерять карьеру.

Причины, по которым люди отказываются от детей, могут быть разными. Первыми чайлдфри часто становились люди с высоким уровнем дохода и образования, в основном атеисты – но сейчас к такому решению могут прийти люди с другими убеждениями. По словам социолога Ольги Серовой, причины не заводить детей у мужчин и женщин различаются: тогда как у большинства женщин-чайлдфри высокий уровень образования и дохода, мужчины, наоборот, зарабатывают меньше. Выбирая бездетность, женщины подумают скорее о времени, необходимом для ухода за ребенком, а мужчины – о деньгах. Женщины-чайлдфри предпочитают сосредоточиться на карьере и не уверены, что смогут совместить ее с ребенком, а решение мужчины завести детей тесно связано с тем, сможет ли он их обеспечить.

Чайлдфри называют и другие причины: от простого отсутствия желания до несовершенства мира, в котором детям придется очень нелегко. Некоторые женщины открыто говорят, что их пугает беременность и то, что будет происходить с их телом после родов. Многие чайлдфри всерьез обеспокоены социальными проблемами, которые могут затронуть и их детей.

Кстати, существует еще одно понятие – «чайлдхейт»: так называют тех, кто вообще ненавидит детей. Их раздражает все, что связано с маленькими детьми: слезы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребенком.

– В отличие от многих, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию, – говорит жительница Запорожья Ирина Т. – И все же для меня рождение ребенка стало бы шагом назад. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, своих не хочу. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ведь ребенок – это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя, если я чувствую, что малыш будет меня ограничивать?

Противники бездетности считают, что чайлдфри угрожают демографической ситуации в Украине (ну, как будто других причин для этого мало). Но сами женщины, принявшие решение остаться бездетными, отмечают, что стоит обращать больше внимания не на рождение детей, а на их воспитание и создание благоприятных условий.

Подписчик чайлдфри-паблика Николай считает, что «угроза вымирания абсолютно мифическая, страшнее – перенаселение планеты при постоянном сокращении ресурсов». Само появление чайлдфри он считает результатом сознательности: «Люди стали отчетливее понимать – только им решать, кем становиться и что делать, а не слепо следовать за предками, родителями или обществом». В любом случае, выбор в этой ситуации за нами…

 

Марина УЛУНОВА

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Політика