Невозможность договориться с РФ о снижении цены на газ, а также уменьшение транзита ее газа по украинской территории заставляет Киев искать альтернативные источники получения энергоносителей и даже говорить о реверсе газопроводов, использования их в направлении с запада на восток. Мол, сейчас российский газ для Украины такой дорогой, что дешевле покупать его через Европу.

Сейчас это звучит довольно фантастично, но были времена, когда украинские газопроводы работали именно в направлении с запада на восток, и именно мы поставляли свой газ в Россию, в частности, и в Москву и Ленинград. Роман Яремийчук, один из ведущих отечественных специалистов в области добычи нефти и газа, рассказал, как в 1950-1960-х годах газ в Россию поступал именно из украинских месторождений.

Украинский газ для СССР

– В Дашаве (Львовская область – ред.) газ начали добывать еще в 1920-х годах. Тогда же был проложен газопровод Дашава-Дрогобыч, – говорит Роман Яремийчук. – Затем, во время Второй мировой войны, немцы начали строить газопровод от Дашавы через Польшу на Берлин, но войну они проиграли, и тот газопровод был демонтирован, и вместо него проложены новые – Дашава-Киев, потом – Дашава-Москва. Позже через Минск был проведен газопровод и в Ленинград. По сути, Дашава была одним из крупнейших газовых месторождений в Советском Союзе.

После нее были открыты другие месторождения, все они имели запасы не менее 30 миллиардов кубов газа, то есть были достаточно мощные. Но затем открыли еще более сильное по запасам голубого топлива месторождение Шебелинка (Харьковская область). И в 1973 году украинская добыча газа достигла максимума в 68 миллиардов кубометров. После этого началось падение добычи, и сегодня Украина добывает 20-21 миллиарда кубометров.

Было несколько государственных программ, еще советских, которые предусматривали увеличение добычи газа до 34 миллиардов до 2010 года. Затем объемы были подкорректированы до 28 миллиардов кубометров в год. Однако эти цели не были достигнуты, потому что финансирование геологоразведочных работ, освоения новых месторождений, капитальный ремонт существующих скважин – все это было фактически остановлено. В Западной Сибири открыли огромные залежи нефти и газа. А в независимой Украине был взят курс на импорт газа. Поначалу мы потребляли 120 миллиардов «кубов», потом 76, потом еще меньше, где-то до 50, но все было огромным расточительством.

– Почему?

Потому что по подсчетам наших экспертов Украине было бы достаточно добывать и потреблять 40, а то и меньше кубометров газа. В действительности же наша страна на единицу валовой продукции потребляет газа в четыре раза больше ресурса, чем европейские страны! Если поляки для коммунальных нужд используют 4 миллиарда «кубов» газа, то Украина – целых 32. Если перенести эти показатели на число населения и если бы мы потребляли газ так, как поляки, то нам нужно было бы всего шесть миллиардов кубометров газа.

– Мы сейчас не добываем газ потому, что наши месторождения были исчерпаны, или потому, что просто не добываем?

Частично, они, конечно, исчерпались, но и в разработку новых месторождений ничего не вкладывается. Кроме того, и самих новых месторождений, кроме Черного моря, фактически не открывалось. Нет средств – и все. Но даже и задача такая не ставилась – вводить в эксплуатацию новые месторождения. Черноморские также были «провалены» – от потребности, определенной даже в государственных программах, финансировалось только 10%.

Газ – в трубу?

– Но теперь, когда средств уже не хватает и на то, чтобы рассчитываться с «Газпромом», все чаще звучат такие мнения, что на импорте российского газа завязаны настолько мощные бизнес-интересы, в частности, и из-за всей этой перманентной «каши» с расчетом, что никогда эти государственные программы по добыче собственного газа не будут выполняться. Что вы думаете об этом?

– Признаться, я не большой специалист в расчетах, но точно знаю, что Украина никогда не станет на ноги, пока не модернизирует промышленность. У нас полностью отстала металлургия, доменные печи уже никто, кроме нас, России и частично Китая не использует. Полностью отстала химическая промышленность, нефтяное и газовое машиностроение. Весь мир пошел вперед, а Украина застряла на технологиях 60-70-х годов прошлого века. И поэтому, если бы меня спросили, что является главным, я бы сказал, что всеми средствами и силами надо модернизировать экономику. И тогда бы не стояла так остро проблема, сколько импортировать, сколько добывать, потому что газа и не нужно было бы так много.

А так, когда среди лютой зимы дымится земля над трубами… У наших теплоэлектроцентралей коэффициент полезного действия – 20%, хотя во всем мире это 80-90%. То есть мы тратим на центральное отопление в пять раз больше, чем в остальном мире. С такими расходами никакого газа не хватит.

– А что вы думаете об альтернативных источниках, о сланцевом газе, например?

Давайте этот вопрос разделим на два: сланцевый газ и метан Донбасса. Сланцевый газ, как по мне, еще недостаточно изучен. Говорят о структурах Одесского месторождения, это Западное Подолье. Кто-то говорит, что ресурсов достаточно, кто-то говорит, что мало. Есть замечания и по экологии, поскольку для гидроразрывов нужно большое количество воды. Наверное, лучшим в этом случае было бы проверить это «явочным» способом – пробурить 5-10 скважин, сделать один мощный гидроразрыв – и посмотреть на результат.

А вот что касается метана Донбасса, то просто сердце болит из-за того, что он не используется. В США за последние 50-60 лет на шахтах не было зафиксировано ни одного смертельного случая из-за взрыва метана в угольных шахтах, хотя у них тоже было много аварий. Потому что сначала происходит дегазация, выкачивается метан, и только после этого идет разработка угля. У нас это все заболтали, хотя на Донбассе совершенно реально можно добывать от 5 до 8 миллиардов кубометров газа в год – кроме того, что спасти жизни многих горняков.

Альтернатива есть!

– А что касается сжиженного газа? Сейчас в Одессе собираются строить терминал для его выгрузки?

Я большой сторонник и сжиженного и сжатого газа. Но надо учитывать, что перевозка сжиженного газа танкерами через пролив Босфор-Дарданеллы – это пустая затея, поскольку Турция никогда не допустит такого риска.

– То есть единственный вариант – это доставлять его с черноморского побережья или Турции, или Грузии?

Да, этот вариант вполне реален. И даже скажу, что терминал не надо было бы строить. Дело в том, что на берегу Черного моря, на Тарханкуте, есть Глебовское подземное хранилище газа. Чтобы туда закачивать газ, танкеру достаточно подплыть на расстояние 30-40 метров, где есть достаточная глубина, и перекачать этот сжиженный газ в обычный через теплообменник. 10 лет назад мы с профессором Виктором Зайцевым, который живет в Николаеве, написали ряд статей, в которых говорили о возможности использования этого подземного хранилища как «транзитария», где бы разгружались газовозы с побережья Грузии, а газ затем подавался бы в общую систему. Однако нашу идею никто не услышал.

Может, надо и в Одессе строить терминал, может, там у специалистов есть свои соображения, но хотя бы рассмотреть идею использования уже существующего газохранилища тоже стоило. Но вообще в этом проекте есть перспектива. Поляки построили в Гданьске целый газопорт, рассчитанный на то, чтобы принимать 7 миллиардов кубометров газа. Покупают его в Алжире, но в Польше нет газовых хранилищ – и они их вынуждены строить. А в Украине уже такая возможность есть, и воспользоваться ею можно довольно быстро.

– По поводу подземных хранилищ, которые являются едва ли не большим сокровищем, чем сами газопроводы, когда в России не хватило мощностей, чтобы удовлетворить спрос в европейских странах во время пиковых нагрузок. Правда ли, что большинство из них, особенно на Западе, находится именно там, где есть истощенные, отработанные месторождения?

Да, это правда, это те месторождения, из которых был выкачан газ. А что касается российских мощностей, то несколько лет назад я был на праздновании 90-летия журнала «Нефтяное хозяйство», в котором было опубликовано около 30 моих статей. Два доклада российских ученых были посвящены этим мощностям. И они говорили: Северный и Южный потоки – это просто блеф, газа не хватает! То есть газ есть, но он уже в Северном ледовитом океане, это уже очень сложные условия добычи, и на их освоение нужны совсем другие средства. Так что даже в России понимают эту ситуацию.

Сначала газ, потом специалисты…

– Что касается предыдущих крупных российских месторождений: известно, что там сейчас много украинцев работает, а Ивано-Франковский институт нефти и газа считается альма-матер чуть ли не половины «Газпрома»…

У нас действительно огромное число специалистов и по бурению, и по добыче газа начиная с конца 60-х до начала 90-х направлялись в Сибирь. И ехали с огромным удовольствием, потому что это была возможность и хорошо заработать, и продвигаться по карьерной лестнице. В Нижневартовске, Сургуте, Уренгое – там на каждом шагу были наши люди. Чтобы вы понимали масштабы: только из одного Ивано-Франковска вылетали 18 самолетов в Западную Сибирь, представляете? А в каждом самолете – по 100-120 специалистов. А теперь Украине, конечно, не нужно такое количество профессионалов в данной сфере…

– То есть изначально Украина поставляла в Россию газ, потом специалистов…

– Так и есть, но тех миллиардов кубометров, которые были выкачаны из Шебелинки, никто не вернет. Теперь у кого есть рычаги, тот и оказывает давление. Чтобы не попасть под него, надо иметь свою политику. А у нас нет никакой политики. И в первую очередь, что касается уменьшения энергозатрат. Потому что новые технологии не внедряются росчерком пера или указом.

– А что вы скажете о повышении тарифов на газ, это заставит кого-то экономить? Правительство говорит, что хочет сократить потребление газа.

Опять таки, поляки были такими же, как мы. Но они заняли в европейских банках 6 миллиардов, на эти деньги установили новые котлы отопления, окна и двери. Потребление газа сразу упало в разы, а с каждой платежки ежемесячно они собирали на специальный счет в среднем 5 долларов с квартиры. За шесть лет они и с банками рассчитались, и уменьшили потребление газа только в коммунальном секторе до 4 миллиардов кубов. И таких примеров много, было бы желание учиться. Есть уже отработанные схемы, их даже придумывать не надо! Но все упирается в большие интересы от всего того бардака, от огромных энергозатрат. Может, сейчас, когда Россия совсем прижмет, что-то и сдвинется с места…

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться