– Не шибко ли мнишь о своем непыльном ремесле? – съязвит дока-читатель. Отнюдь. О чем аргументировано и глубоко размышляет журналист газеты ПОЗИЦИЯ Артем Очаков в статье «Воины пропаганды, или «Сложности объективной прессы.
Трудно не согласиться автором: «Сегодняшняя пропаганда – это уже не тот официоз, льющийся из подконтрольных власти СМИ. Единственно правильное мнение человеку больше не навязывают, зато теперь его склоняют, чтоб он сам себе это мнение сформировал». С логичным выводом: «У нас не диктатура – это улучшенная посттоталитарная версия свободы слова». А как же быть со звонким имиджем масс-медиа – «четвертой власти» в дополнение к трём общепризнанным её ветвям: законодательной, исполнительной и судебной?
Справедливости ради, за всю свою немалую репортерскую бытность не припомню, чтобы имел от этой «привилегии» сколь-нибудь существенные дивиденды, а тем паче – право распоряжаться чьими-то мыслями, решениями, судьбами. Скорее, наоборот – был каждодневно обязан выступать чем-то вроде пожарной машины или скорой гражданской помощи, когда у других горит дом, рушится семья, вершится несправедливости. Но сколь же радостно и светло становилось на душе, когда удавалось хоть малость помочь слабому, оступившемуся, незаслуженно обиженному, одновременно пригвоздив к столбу общественного позора хапугу, лицемера, негодяя! Уже не говоря о действенном участии в решении наболевшей социальной проблемы…
Хотя далеко не всегда вездесущее, благородное по своей сути «непыльное ремесло» применяется в созидательных целях. Скажем, всем известны широко используемые в беспринципных избирательных кампаниях подметные письма, листовки, призывы и даже газеты, выпущенные якобы от имени политического конкурента для его дискредитации. А знаете, кто зачинатель сей подленькой моды? С большой степенью вероятности – Наполеон. Во всяком случае, именно с его военной хитрости газета получила еще одну, совершенно неожиданную функцию – «типографского снаряда». Победоносный император, которому порядком надоело яростное сопротивление баварского города Ульма, сделал «ход конём»: в походной типографии французской армии был изготовлен в нескольких экземплярах специально для осажденных фальшивый свежий номер правительственного официоза «Moniteur». Там сообщалось, что в Париже началось антибонапартистское восстание. Значит, конец осаде! На радостях германцы утратили бдительность и – свою дотоле неприступную крепость.
Еще более мощную «милитаристскую» сущность периодика проявила в 1898 году, когда американский газетный магнат Р. Херст приказал своим хроникёрам «обеспечить снимки начала войны между США и Испанией». «Но войны-то нет!» – удивились подчиненные.
«Напечатаем фото, и она начнется», – хладнокровно отпарировал босс. Будто в воду глядел: сенсационная публикация сфабрикованной «наглядности» сыграла роль детонатора в накаленных отношениях между двумя странами, взорвав их в полном смысле слова. Чем открыла сверхкровавую эпоху силового передела мира, вылившуюся в две мировые войны…
Кабы нечто подобное не взбрело в голову какому-нибудь нынешнему собственнику СМИ – поклоннику заокеанского отца «жёлтой прессы». Кстати, названной так с лёгкой руки того же Р. Херста, выпустившего серию низкопробных, рассчитанных на самые невзыскательные вкусы, однако крайне популярных комиксов о похождениях «желтого мальчика», что стало нарицательным в отношение дрянной печатной продукции.
Из глотки невольно рвётся отчаянный вопль-обращение к участникам конфликта: «Остановитесь, пока не поздно! Мало того, что непрестанно губятся жизни – в основном, наших же сограждан, рушится среда обитания, весь уклад жизни. В любой момент может произойти НЕ-ПО-ПРА-ВИ-МО-Е! Небось, помните локальную аварию на химконцерне «Стирол» (Донеччина)? Тогда из слегка повреждённой трубы вырвалась самая малость ядовитых веществ – полстраны накрыла «кислотная» туча. А ежели – упаси, Бог! – в аналогичное предприятие угодит снаряд либо ракета? Тем паче – в крупнейшую на континенте Запорожскую АЭС, находящуюся вблизи зоны боевых действий. ВСЯ Украина (и не только) превратиться в безжизненное Дикое Поле»…
Профессиональный опыт подсказывает ответ: в «освободительной» волоките повинно… само государство. Ну, какое руководство добровольно откажется от дармовой агитационной поддержки ручных «информационных органов»?! А от печатного (радийного, телевизионного) слова, мощно формирующего общественное мнение, ох, как зависит судьба родненьких атаманов: оказаться у сытного «корыта» на следующий срок или довольствоваться «чёрствой корочкой» оппозиции. Вот и дудки вам, акулы пера, а не воля! Ведь лояльность независимых изданий нужно ещё ЗАСЛУЖИТЬ либо ПОДКУПИТЬ.. Тогда как поднаемным достаточно просто ПРИКАЗАТЬ: фас – на «чужаков» и дифирамбы – «своим.
Два примера. В самом начале репортёрства во владивостокском пароходском издании «Дальневосточный моряк» подвернулся потрясающий сюжет-«бомба» о жуткой бесхозяйственности портовой службы Находки в обслуживании судов-контейнеровозов. Там, видите ли, «упустили» своевременную подготовку специалиста-наладчика для обслуживания недавно закупленного в Японии дорогущего погрузочно-разгрузочного терминала. Закономерен результат – на устранение даже незначительной поломки ушло трое суток (пока не прибыл электронщик-японец), а на рейде скопились все семь контейнеровозов. И каждый час их простоя обходился до полусотни тысяч долларов. Общие потери – более 25 миллионов «баксов»! Уже не говоря об утрате доверия со стороны зарубежных партнеров… Словом, сенсация стопроцентная. Но, увы, «бомба» в виде бойкой статьи, с которой, сияя от предвкушения похвал, явился на следующее утро в редакцию, обернулась жуткой выволочкой шефа. Мол, не суйся, куда не положено: от такого критического «взрыва» оказавшееся в дураках пароходское начальство всыплет по первое число не только шустрому корреспондентику – всей редакции.
Возразите: так то же была «цепная» газета, бессильная перед чиновничьим диктатом! Совсем иное дело – вольное издание: что хочу – ворочу. Помнится, нанимаясь редактором частного рекламно-информационного еженедельника, выслушал от хозяина следующее внушение: пиши, что и как хочешь. Лишь бы прибыльно и без проблем с властью. Поскольку, ежели та осерчает на нашу фирму за неумеренные «наезды» и пришлёт в отместку инспектора-крючкотворца с внеплановой проверкой, неизбежно пострадает мой бизнес и… твоя трудовая биография.
Позже пришло осознание неприкасаемости ещё одной «священной коровы» – самого бизнеса. Особенно крупного, являющегося важным «кормильцем»-рекламодателем. А данная статья газетных бюджетов достигает половины доходов. Попробуй тут «тявкнуть» на какого-нибудь доморощенного капиталиста, а тем паче всесильного олигарха – с торбой пустит по свету.
Выход же прост – в законодательном порядке установить непреложное правило: при каждом органе власти определить ответственного за регистрацию критических выступлений в СМИ, доводя их адресатам и обязывая давать письменный ответ по сути, как на официальную жалобу. С оргвыводами в случае отказа либо пустопорожней отписки. Польза будет обоюдной: управленческие структуры восстановят доверие к себе, а пресса – заинтересованных и благодарных приверженцев. Но главное – в жизни хоть что-то начнёт меняться к лучшему.
Юрий СКИБА