Перешагнувшей двадцатилетний рубеж независимости Украине предстояло определиться, какой вектор развития, в том числе внешнеполитический, ей более предпочтителен. По обыкновению этот вопрос разделил и власть, и общество. Но выбор делать было нужно, тем более что страну к этому активно подталкивали с разных сторон. Поскольку Украина по-прежнему оставалась «территорией преткновения» для Запада и России.
Союзный шантаж
Начало 2011-го года характеризовалось относительной стабильностью. Не проседала экономика, понемногу росла зарплата, гривна держала себя в руках – в общем, грех было жаловаться. Но злую шутку с Украиной сыграла цена на нефть и, соответственно, увеличение стоимости газа. Подписанные с Москвой так называемые Харьковские соглашения, по сути, оказались нивелированными.
Это вынудило президента Виктора Януковича ехать в Россию на поклон и просить пересмотра формулы расчета цены на газ. Но оттуда он вернулся с новыми «вводными»: снижение стоимости энергоресурса возможно лишь в том случае, если Украина присоединится к только что созданному РФ, Беларусью и Казахстаном Таможенному союзу. Участие в этом объединении нашего государства, во-первых, придавало бы ТС значительный вес, а во-вторых, наглядно демонстрировало Западу, с кем Киев в дальнейшем намерен строить серьезные отношения.
Грубо говоря, Кремль беззастенчиво пошел на шантаж. Но украинской власти совсем не улыбалось отдавать часть полномочий структурам, имевшим статус наднациональных. К тому же речь шла о таможенных потоках, которые подразумевали финансовые поступления не только в казну, но и для политического дерибана. В общем, Украина не пошла на уступки России, за что и поплатилась: газ дорожал, гривне грозил обвал, платежный баланс государства таял. Запад же со своей стороны ждал конкретных шагов по подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом…
Небо в клеточку
Оппозиция также не давала власти спокойно царствовать, в штыки встречая практически любые ее инициативы. Президенту и его окружению такая активность была не по нраву, что в результате вытекло в преследования по политическому принципу. Пробным камнем стало заключение бывшего министра МВД Юрия Луценко по пустяковому, в принципе, обвинению. Параллельно несколько уголовных дел возбудили против Юлии Тимошенко, основным из которых было злоупотребление властью при подписании газового контракта с Россией.
Суд над главой «Батькивщины» стартовал в июне 2011 года. Примечательно, что западные партнеры поначалу смотрели на процесс сквозь пальцы – дескать, поиграют в правосудие, дадут Юлии Владимировне условный срок, да и разбегутся. Но в августе ее взяли под стражу и ситуация резко переменилась. Поступил конкретный посыл: освободить одного из лидеров оппозиции. А когда ЮВТ впаяли семь лет тюрьмы, США стали подумывать о санкциях в отношении Украины, ЕС свернул переговоры об ассоциации. Россия же тем временем не отступалась от идеи втянуть нас в Таможенный союз. Вот так Киев оказался между молотом и наковальней, а Янукович и компания – перед лицом кризиса.
«Семейный» нахрап
Глава государства, видя неуступчивость РФ в газовом вопросе и отсутствие поддержки на внешнеполитической арене, заметался. Крен в сторону Запада был очевидным выходом из положения, но выпускать на волю оппозиционеров Виктор Янукович не торопился – они ему были, как кость поперек горла. И поэтому все предложения одуматься президент отметал, поставив личные амбиции и обиды выше, чем державные интересы. Во многом именно этот фактор и пошатнул позиции власти позже, через пару лет.
Украинская экономика мгновенно отреагировала на расшатанность в стране. Она все еще росла, но уже не такими темпами, при которых можно было бы говорить о заметном повышении уровня жизни населения. Плюс иссяк источник дешевых зарубежных кредитов, а вместе с ним стали снижаться потребительская и покупательная способность граждан. Соответственно, и недовольство властью стало усиливаться.
Особенно на фоне того, что коррупция в Украине перешагнула все мыслимые границы. Народ шагу не мог ступить, чтобы где-то не «сунуть в лапу», повсеместно и невзирая на лица «отжимался» бизнес. Усугублялась ситуация еще и тем, что благосостояние так называемой «Семьи», в которую входили Виктор Янукович и его ближайшее окружение, росло как на дрожжах. Этот социальный разрыв не мог не сказаться на доверии к действующей власти, что и было совсем скоро доказано. Тогда еще – цивилизованным и мирным путем.
Клановый откуп
Наверное, если бы не футбольное первенство Европы, которое прошло в 2012 году в Украине и Польше, не избежать нашей стране потрясений уже тогда. Но омрачать праздник никто не захотел – все-таки такое доверие оказано было! Ну, а сразу по окончании спортивных баталий настал черед политических разборок – выборов в Верховную Раду. Власть свой рейтинг растеряла по указанным выше причинам, а оппозиция готовилась взять реванш.
И ей это удалось. По партийным спискам оппозиция взяла большинство голосов в ВР: «Батькивщина» – 25,54%, УДАР – 13,96%, ВО «Свобода» – 10,44%. В то время как регионалы показали результат 30%, а коммунисты – 13,18%. Впрочем, ПР все же выкрутилась, создав коалицию за счет депутатов-мажоритарщиков.
Первым делом Виктор Янукович перетасовал состав правительства, хотя премьер-министром оставил Николая Азарова. В глубокий «тыл» были отправлены ставленники крупных финансово-промышленных групп, а им не смену пришли кадры от «Семьи». Например, первый вице-премьер Сергей Арбузов, министр доходов и сборов Александр Клименко, Минтопэнерго возглавил Эдуард Ставицкий и т.д.
Тогда всем стало очевидно, что президент раскрыл карты – он планирует создать свой собственный клан приближенных, которому отдаст на откуп Украину. Понятно, что старой гвардии это совсем не понравилось, и в еще вчера казавшейся монолитной Партии регионов назрел «раскол по интересам». Прежние спонсоры стали вынашивать планы по укрощению строптивой «Семьи». Рубить с плеча не стали – дожидались подходящего момента. И он представился достаточно скоро.
Максим КОРОБЕЦ
Напомним: мы с вами отметили 26-ю годовщину со дня обретения Украиной статуса независимого государства. Для страны, веками боровшейся за свой суверенитет, это, наверное, не такой уж большой срок. Но давайте взглянем на державы, входившие в состав «восточного блока», и с развалом СССР также, по сути, ставшие независимыми. Чего добились за четверть века они и чего – Украина?





