Во многих смыслах этот год можно назвать самым «лихорадочным» на заре украинской независимости. Тогда произошел первый практически национальный бунт, инфляция достигла невиданного уровня, по стране проходили веерные отключения электричества, останавливались предприятия, менялась власть… Пожалуй, в таком коротком очерке обо всех событиях 1993 года и не упомянешь, поэтому остановимся только на основных.
Во многих смыслах этот год можно назвать самым «лихорадочным» на заре украинской независимости. Тогда произошел первый практически национальный бунт, инфляция достигла невиданного уровня, по стране проходили веерные отключения электричества, останавливались предприятия, менялась власть… Пожалуй, в таком коротком очерке обо всех событиях 1993 года и не упомянешь, поэтому остановимся только на основных.
Повальное обесценивание
Несмотря на увещевания президента Леонида Кравчука и правительства, что страна выходит из экономического пике, в реальности дела в Украине обстояли до безобразия отвратительно. В канун 1993 года Кабинет министров принял несколько постановлений, которые были призваны остановить безудержную инфляцию. Госпредприятия обязали обосновывать повышение цены на продукцию, а фонды заработной платы заморозили. Ну, бумажки бумажками, а на практике народ получил конкретную оплеуху в виде 10 206% (!) инфляции по итогам года. Более того, зарплату многим стали выдавать не деньгами (хотя можно ли назвать таковыми купоны?), а производимой продукцией – например, кормом для свиней. Символично: сколько лет прошло, а нас до сих пор власть за скот держит.
По всей Украине останавливались предприятия, которые в первые годы независимости еще старались как-то обходиться без разорванных хозяйственных связей с другими бывшими союзными республиками. Государство практически перестало давать заводам заказы, выросла стоимость энергоносителей из России. В общем, собирать налоги правительству стало не с кого. И это привело к тому, что в стране произошел.
Шахтерский бунт
Акция протеста горняков пришлась на июнь, а официальным ее поводом стал очередной рост цен в Украине. Шахтеры Донбасса и присоединившие к ним работники других отраслей промышленности требовали не только «хлеба», но и призывали власть дать региону автономию и экономическую самостоятельность (ничего не напоминает?). Вопреки призывам придушить восстание в зародыше Леонид Кравчук поступил иначе. Он назначил мэра Донецка Ефима Звягильского вице-премьером, а когда глава правительства Леонид Кучма отказался работать с таким замом, Звягильский стал председателем Кабмина. По сути, это было первое противостояние днепровского и донецкого кланов. Но главное, что протест пошел на спад, шахтерам подняли зарплату и все улеглось.
Но параллельно митингующие выдвигали и политические требования, в частности, проведения референдума о доверии президенту. Верховная Рада подчинилась ультиматуму и назначила консультативный референдум на 26 сентября 1993 года. Видимо, в этот момент Леонид Кравчук и задумал пойти с «донецкими» на компромисс. Чуть позже парламент референдум отменил, зато проголосовал за проведение досрочных выборов в ВР (март 1994 года) и заодно главы государства (июнь 1994 года).
Первые шаги Ющенко
В конце 1992 года Вадим Гетьман был уволен (не обошлось и тут без подковерных интриг) с поста главы Национального банка Украины. На вакансию претендовали несколько опытных финансистов и банкиров, но в результате на должность председателя НБУ был назначен тогда известный лишь в узких кругах 38-летний Виктор Ющенко. Который, к слову, был креатурой… все того же Вадима Гетьмана. Молодой и энергичный Виктор Андреевич представил в парламенте программу по скорейшей стабилизации финансовой системы Украины, а что из этого вышло, вы уже читали выше.
В 1993 году деятельность главы Нацбанка запомнилась украинцам тем, что для обеспечения выкупа у колхозников урожая было напечатано 1,5 триллиона карбованцев, в то время как вся денежная масса в государстве на тот момент составляла меньше триллиона. К вящей «радости» населения курс национальной валюты всего за месяц обвалился в десять раз. И Виктор Ющенко принял решение его зафиксировать. Впрочем, все, к чему это привело, – появлению наравне с официальным курсом карбованца реального курса на черном рынке.
Трастовый налет
На фоне экономических чудачеств власти не могли не активизироваться мошенники. 17 марта правительство подписало постановление «О доверительных обществах», которое после привело к возникновению везде и всюду финансовых пирамид. Но для начала в стране появились трасты, которые проводили агрессивную кампанию по оболваниванию украинцев. Людей прельщали тем, что даже небольшие сбережения, если ими распоряжаться профессионально и вкладывать в прибыльное дело, в кратчайшие сроки могут принести солидные барыши. И народ, что называется, «повелся», понеся авантюристам последнее.
Само собой, всеобщее разочарование наступило очень скоро: трасты стали лопаться быстрее, чем появляться. И вот тут от власти прилетел «сюрприз»: оказывается, она не удосужилась разработать эффективный механизм защиты вкладчиков этих «финансовых учреждений». Сумма, на которую обманули украинцев, составила более 130 миллионов долларов, и это, заметьте, официальные данные. То есть правительство дало народу еще один повод озлобиться, поскольку в трасты нередко вкладывались так называемые «самые чернодневные» и даже «гробовые» деньги…
Сожжение иллюзий
Поскольку власти украинцы уже не верили, им оставалось уповать только на Бога. Отсюда – массовое появление различных религиозных организаций, самой заметной из которых в 1993 году стало «Великое Белое Братство ЮСМАЛОС». Денег у адептов секты по факту уже не осталось, и они стали отписывать ей имущество – квартиры, машины, дачи и т.д. По данным Госкомитета по делам национальностей и религий, в Украине в 1991-1993 годах было до 80 тысяч «белых братьев».
На 24 ноября один из лидеров секты Мария Дэви Христос предсказала наступление конца света и призвала адептов совершить в этот день самосожжение в Софийском соборе Киева. Правоохранительные органы были осведомлены о предстоящем акте и оцепили храм, но сектантам удалось проникнуть в него и попытаться захватить. За эти действия верхушка «Белого братства» и самые видные его члены были арестованы. А украинцы поняли, что рассчитывать им отныне придется лишь на себя.
Максим КОРОБЕЦ