Для Украины второй по счету год независимости был наполнен не менее значимыми событиями, чем 1991-й. Возможно, в чем-то он стал даже еще более переломным для истории нашей страны. Ведь, по сути, она находилась на низком старте, когда необходимо было по-новому выстраивать вертикаль власти, проводить разнообразные реформы и вообще учиться жить в суверенном статусе.

Поделиться

Для Украины второй по счету год независимости был наполнен не менее значимыми событиями, чем 1991-й. Возможно, в чем-то он стал даже еще более переломным для истории нашей страны. Ведь, по сути, она находилась на низком старте, когда необходимо было по-новому выстраивать вертикаль власти, проводить разнообразные реформы и вообще учиться жить в суверенном статусе.

Нищие миллионеры

А это оказалось ох как непросто. Во-первых, уже в начале года цены отпустили в свободное плавание, а в связи с выходом Украины из советской рублевой зоны были уничтожены все денежные сбережения граждан. Это при том, что переход к рыночной экономике еще не состоялся, а введенный в обиход 10 января купоно-карбованец называли не иначе как «фантиком». От подделки он был практически не защищен, поэтому подделок было неимоверное количество. Но уже к концу года при инфляции в 3000% (то есть цены на все выросли аж в 30 раз), подделывать карбованцы стало невыгодно. Население, хоть и находилось поголовно в статусе миллионеров, нищало семимильными шагами, а недовольство в массах росло, как на дрожжах.

Президент Леонид Кравчук предпринял попытку урегулировать ситуацию, назначив премьер-министром «красного директора» Леонида Кучму. Вскоре тот выступил в парламенте и произнес фразу: «Я точно знаю – страну мы развалили». И потребовал от Верховной Рады чрезвычайных полномочий, которые получил 18 ноября: на полгода ему дали право издавать любые экономические декреты без утверждения президентом и парламентом. Но эффективная стратегия так и не была выработана, что вылилось в очередную мысль от Леонида Кучмы: «Скажите, какое общество мы собираемся строить, и я его буду строить»…

Ваучерное «кидалово»

В 1992 году в Украине был дан старт приватизации с помощью ваучеров. Государство оценило стоимость всех казенных предприятий в гигантские 520 миллионов карбованцев. Предполагалось, что каждый гражданин может участвовать в приватизации и получить в собственность часть державного имущества. Но украинцы попросту не знали, куда приткнуть доставшийся им ваучер, тем более что поначалу продавать и покупать их запрещалось. А когда страну накрыла инфляция, ваучеры обесценились до уровня плинтуса.

Вот тогда на арену вышли люди, которые могли повлиять на целые трудовые коллективы, то есть директора предприятий. Они убеждали работников вкладывать ваучеры в свои же заводы, но в реальности подминали все под себя и становились фактическими их собственниками. В итоге украинцы так и не стали полноправными хозяевами государственного имущества, а из «красного директората» выросли целые финансово-промышленные группы, многие из которых и по сей день управляют страной.

Сепаратизм не прошел

Протестные настроения зрели в Крыму, население которого без энтузиазма отнеслось к обретению Украиной независимости. 5 мая парламент автономной республики провозгласил фактический суверенитет полуострова с последующим присоединением к России. Но центральная власть быстро и умело осадило сепаратистов, пригрозив, что отторжение Крыма возможно только по военному сценарию. Руководство автономии стушевалось и 21 мая наложило вето на проведение референдума об отделении.

Кроме того, между Украиной и РФ разгорелся спор по разделу Черноморского флота. Тогда напряжение удалось загасить: 3 августа Леонид Кравчук и Борис Ельцин подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины, и до окончательного раздела флот он был объявлен Объединенным флотом РФ и Украины.

Ядерная неизбежность

23 мая в Лиссабоне (Португалия) Украина, Беларусь, Казахстан, США и Россия подписали протокол, по которому постсоветские страны обязались утилизировать или вывезти в РФ стратегические ядерные боеголовки. Если говорить конкретно о нашей стране, она отказалась от третьего по мощи в мире ядерного потенциала, а США и Россия гарантировали ей целостность, независимость и безопасность.

Дипломаты того времени отмечали, что отказ от ядерного оружия помог Киеву избежать международной изоляции, открыл путь к подписанию договора о дружбе и сотрудничестве с РФ, по которому она признавала границы Украины, и к Хартии об особом партнерстве Киева с НАТО. Кроме того, президент Леонид Кравчук заявил, что мы все равно не смогли бы полноценно содержать ядерный потенциал. Сейчас, на фоне событий в Крыму и на Донбассе, продолжается обсуждение, правильное ли решение приняла тогда Украина. Но, как говорится, чего теперь гадать и махать кулаками после драки…

Православный раскол

Наконец, в 1992 году затрясло и религиозную жизнь в государстве: Киевский митрополит Филарет вступил в борьбу за должность главы Русской православной церкви и объявил о начале курса на автокефалию. За это он был лишен сана, а в июне зарегистрировал Украинскую православную церковь Киевского патриархата, став ее патриархом. Московский патриархат УПЦ КП не признал и не признает до сих пор, так что дискуссия по этому вопросу продолжается вот уже более четверти века.

Максим КОРОБЕЦ

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Style