Понятие свободы каждый человек трактует по-своему и в зависимости от обстоятельств, в которых он находится – вынужденно или осознанно. Украинцы на данном этапе своего развития, на мой взгляд, еще не вполне определились, что для них настоящая свобода, и потому отстаивать свои права начинают в совсем уже аховых ситуациях. То есть когда к условному народному горлу уже приставлен нож.
Вряд ли сильно погрешу против истины, если предположу, что самой открытой и свободной площадкой для высказывания собственного мнения в мире является Интернет. В Украине, соответственно, тоже. Не потому, что там можно скрываться под другим именем – как раз это свобода фиктивная, липовая. Дело в другом: сеть – это возможность высказаться каждому и по любому поводу. Чего, к сожалению, другие СМИ предложить не могут ввиду своего формата – ну, каков есть, ничего не поделаешь.
Так вот, уровень свободы в украинском сегменте всемирной паутины ухудшается. Об этом свидетельствуют данные Рейтинга свободы в Интернете от организации Freedom House. Как сообщается, за последние семь лет наша страна из «абсолютно свободной» превратилась в «частично свободную». А связывают это со стремлениями силовых структур контролировать и запрещать свободу высказываний в Интернете. И в гробу они видели законодательство, запрещающее прессинговать эту нишу без судебного решения. Команда «откуда надо» прилетела – и приказ тут же мчатся выполнять.
Но дело даже не столько в самих науськиваниях и нападках на «сетевиков», а в самом факте подавления свободы слова в Украине. Интернет – это лишь одна из составляющих сего многогранного и процесса. Примитивного, заметим. Просто если надо кому-то заткнуть рот, запретить акцию или митинг, надавить на общественников, все это делается достаточно топорно, не задумываясь, как это будет выглядеть со стороны. Видите ли, от этого получение кредитов или объемы макрофинансовой помощи не зависят. Вся суть в деньгах и контроле, а это именно те абсолюты, которые правят миром.
Украинцев годами планомерно лишали всего – там отщипнут, тут отхватят, и так почти один «огрызок» от нации остался. Но этого мало! Нужно еще и устранить такой «атавизм», как свобода по всем фронтам. Защемить его так, чтобы мало не показалось, и он сам отвалился за ненадобностью. А человек, который лишается «языка», зачастую очень быстро деградирует и перестает мыслить. Управлять безмолвным стадом – мечта той власти, которую не заботит ничего, кроме воровства. Как думаете, такая она – наша власть? Или пока далеко ей все же до репрессивной машины из оруэлловских антиутопий?
Недооценка политики по сворачиванию свободы слова неминуемо приведет к тому, что государство превратится в полицейского, пускающего в ход дубинку даже при малейших признаках «измены». Думаете, события 2004 и 2013 годов заставят власть смотреть на вещи по-другому? Глубокое заблуждение. Это нам нужно учиться контролировать правителей. Все верно, власть зиждется на страхе. Но кто сказал, что бояться ее должны мы, а не наоборот?
Максим КОРОБЕЦ
Читайте также: Украинский паспорт – в ТОП-50





