История нашей страны, начиная с 1917 года, продуцировала на свет божий огромное число людей романтического склада ума. Их либеральный романтизм пророс через десятилетия и не выветрился, не вытравился, не изгнался даже после закрытия всесоюзной лавочки под названием «социализм». Почему-то этот большущий пласт наследников революционного романтизма и сегодня считает, что кто-то им по-прежнему должен.
История нашей страны, начиная с 1917 года, продуцировала на свет божий огромное число людей романтического склада ума. Их либеральный романтизм пророс через десятилетия и не выветрился, не вытравился, не изгнался даже после закрытия всесоюзной лавочки под названием «социализм». Почему-то этот большущий пласт наследников революционного романтизма и сегодня считает, что кто-то им по-прежнему должен.
Надежды романтиков базируются на том, что их предкам тот ушедший в небытие Союз организовал действительно беззаботную жизнь. Успешно и усердно трудись, ни о чем не беспокойся и только поддерживай власть, а мы тебя всем обеспечим – такой постулат внедрялся в нашу жизнь на протяжении более чем семи десятилетий. Вполне достаточно времени, чтобы отучить человека от самостоятельности.
Серая масса
Не будем здесь судачить, плохо это или хорошо, а лишь отметим тот факт, что современные жители нашей страны в своем значительном большинстве похожи на кукушат. Многие из них, поплясав на киевском майдане, теперь ждут манны небесной из Европы и из-за океана. То демократию нам подавай, то безвиз, то летальное оружие. И если до 2014 года народ еще как-то уповал на себя, да еще его пинками гнала на строительство основ капитализма «злочинна влада», то произошедший в Украине под демократическими и националистическими лозунгами революционный поворот произвел необыкновенное по своей силе воздействие на наших либералов, в целом на пласт интеллигенции и прослойку, мнящую себя интеллектуальной составляющей Украины.
Сегодня изрядная ее часть не видит для себя никакой беды в том, чтобы отказаться от попыток самостоятельного управления страной. «В самом деле, – говорят они, – ну что страшного происходит? Запад заботится, чтобы у нас было некоррумпированное правительство, мы уже можем ездить в Европу без виз, беспошлинно покупать европейские товары». Однако сохранить прежний уровень жизни, а тем более увеличить потребление при утрате суверенитета не получается.
Непреложная система распределения мировых доходов говорит о следующем: западные страны, находящиеся в центре капитала и технологий, имеют высший уровень жизни и качества населения (там требуются не только гостиничные менеджеры, но и инженеры для строительства космических кораблей, и химики и биологи для разработки новых лекарств). Страны периферии практически обречены поставлять в центр сырье и дешевый человеческий труд, страны же «серой зоны», к которым относится и Украина, находятся в подвижном состоянии, имея возможность (при приложении определенных усилий) вырваться вперед или откатиться назад из-за аморфности элит и населения.
Прогресс вне игры
Чтобы выйти на другой уровень развития и приблизиться к центру, любая такая страна должна предпринимать колоссальные, почти героические усилия. Путь же, избранный нынешней украинской «элитой», не может привести к реальному приближению к технологическому центру миросистемы, наоборот, отказ от приложения серьезных усилий в развитии чреват скатыванием в абсолютную сырьевую нишу. При этом усилия для развития может прикладывать только национальная элита, заинтересованная в росте собственного и общего благосостояния. Если бы таковая у нас была, конечно, сформирована.
Никогда иностранный игрок не будет развивать территорию, доставшуюся ему в управление. Внешняя сторона, под чей протекторат ты попадаешь, совершенно не заинтересована в твоем прогрессе. Даже если взять в объектив страны Восточной Европы, вступившие в ЕС десять лет назад, то результат выглядит не слишком утешительно. Фактически экономики этих стран были вмонтированы в окраину общего европейского хозяйства на выгодных для центра условиях. Западноевропейским компаниям не нужны сильные конкуренты, поэтому весь местный активный бизнес был просто закрыт после покупки. Если не брать Польшу, сумевшую выторговать себе особые условия, то в Чехии, Венгрии, Румынии и прибалтийских странах 90% населения понизили свой статус и уровень жизни, в то время как только 1% действительно получил выгоды от произошедшего.
Социальный спуск
Помимо всего прочего происходит снижение качества населения в связи с тем, что в этих странах больше не требуется рабочая сила сложных специальностей, а самым востребованным теперь является гостиничный бизнес. Кстати, эту специальность широко преподают в наших вузах, считая ее более приоритетной, чем стандартные технические. В инкорпорировании и модернизации экономики Украины, которая в силу своих размеров никогда не сможет войти в ЕС (что бы там ни фантазировали себе либералы), западные компании будут заинтересованы и того меньше. В результате получить что-то от продвижения европейских ценностей на сегодняшний день может не более того же 1% населения Украины, остальные же не только сильно потеряли в доходах, но и опустились за прошедшие четыре года после майдана в более низкий социальный слой.
В современном мире трудно изобрести велосипед – все это уже когда-то было. Нужно только внимательно читать классиков и экспертов. «Значительно более слабые государства-преемники, на которые распался СССР, не могли поддерживать прежний уровень промышленной координации, инвестиций, науки, образовательного и социального обеспечения, а также военного и дипломатического влияния, достигнутого в СССР. Наивно думать, что такие государства могут установить права собственности и власть закона, так как это идет вразрез с жесткой действительностью их морфологии и функционирования. В них государство служит главным или даже единственным жизнеспособным источником прибыли (вот где гнездится наша потому и неискоренимая коррупция – авт.).
Самые же громкие призывы восстановить власть закона и наказать «толстых котов» обычно исходят из той фракции элиты, которая на данный момент проигрывает. Но как только они приходят к власти путем переворота или народного восстания, которые периодически происходят из-за слабости государств, бывшие оппозиционеры обнаруживают, что менять коррумпированную систему слишком трудно и что она на самом деле работает на них, предлагая способы контроля и обогащения», – писали социологи Иммануил Валлерстайн и Георгий Дерлугьян. Ну, а так как реальных предпосылок для коренной смены системы власти у нас не просматривается, перспективы Украины на долгие годы выглядят мрачно.
Артем ОЧАКОВ