Новая персональная фотовыставка «Свет и душа Украины» – созданный мастером образ нашей страны известного фотохудожника Александра Максимова открылась в научной библиотеке Запорожского национального университета.

В фотографии автора привлекает возможность «перенести» кусочки из жизни на фотобумагу – создать зримый образ какого-либо явления, ситуации, характера или настроения. И в этом образе сливаются воедино и реальный окружающий мир, и отношения фотохудожника к нему.

Фотография заставляет Александра Максимова думать, наблюдать, глубоко погружаться в жизнь и мир современников. Ведь художественная фотография является инструментом чувственного познания мира, путеводной тропинкой для желающих познать окружающий мир и свое место в нем.

– Александр, какие интересные жанровые фото, портреты и натюрморты сделаны за последний год?

– В прошедшем году часто использовал различные информационные поводы для поиска сюжетов, городские, сельские или церковные праздники, например школьные линейки, Покровскую ярмарку, день села, Пасху, Троицу. Только фотографировал не само событие, а лица и глаза людей, в которых находил что-либо близкое моей собственной душе. Например, мне кажется интересным фотография молодого отца в церкви, снятого во время коленопреклоненной молитвы.

Он сам стоит на коленях, и держит на руках сына, как бы принимая на себя беды и заботы мира, но оберегая от них собственного ребенка. Или же серия детских портретов, снятая в сельской школе во время последнего звонка. У детей уже не детские выражения лица, они как бы всматриваются в будущее, что же их там ожидает. Я понимаю, конечно, что такое прочтение снимков – это чисто мой взгляд, мои вопросы к жизни, мое отношение к ней. Ну а на снимках я только наделяю тех или иных персонажей своим видением мира и своим чувством.

– Какой для Вас жанр остается самым сложным? Чем привлекает?

– Самым сложным жанром является фотографирование людей в их естественной обстановке, предоставленных своим чувствам, мыслям, повседневным занятиям, далеким от привычного позирования. Здесь уместно только наблюдения, никакой постановки. Это фотография момента, фиксация мгновения. Время на снимке как будто остановилось, но в кадре есть динамика, словно время продолжает свой бег.

Лишь на мгновение человек остается без своей привычной маски, которая мешает увидеть его подлинного, настоящего. Попробуйте заглянуть в глаза человека, погруженного в собственные мысли, и вы легко поймете, о чем я пытаюсь рассказать. В это время в его глазах сквозит его собственная душа, отношение к миру. Люди не любят вторжения в их личное психологическое пространство, поэтому надевают маски, чтобы защитить себя.

Зафиксировать на снимке «движение» чьей то души – этим собственно и привлекает меня такая фотография. Для этого нужно уметь не просто смотреть, видеть глубоко, чувствовать и сопереживать герою своего снимка… Но как бы слиться с ним, ощутить этот самый решающий момент, когда надо нажать кнопку. Если нажмешь раньше – образ может еще не раскрыться, нажмешь позже – уже уйдет. Плюс необходимо найти меру вторжения в чье-то личное пространство, чтобы не навредить, и конечно делать это нужно только с благими намерениями.

– Ваш совет, как найти меру, чтобы снимок был выразительней.

– Что бы снимок был выразительней, необходимо точное кадрирование и компоновка его уже в процессе съемки. Плюс световое решение. Свет должен выделять главное, суть, и нивелировать второстепенные детали в кадре. А психологизм и настроение я зачастую подчеркиваю переводом цветного снимка в черно-белый, чтобы удалить лишнюю в данном случае информацию о цвете. Тогда зритель сосредоточится на главном в кадре.

– Чувствуете связь со своим поколением?

– А я не знаю, какое мое поколение. Пытаюсь жить в ногу со временем, но чувствую, что порою опаздываю. Как-то для меня близки и люди старшие по возрасту, и молодежь, и дети. В общем, у меня чувство, словно я вне времени нахожусь.

– Как можете описать свой стиль?

– Поскольку я фотографию и людей и пейзажи, следовательно, для каждого из этих жанров, наверное, есть свой стиль. Мне трудно определить их, поскольку я нахожусь внутри, а определения нужно давать, наблюдая что-либо извне. Скорее всего, для портретов можно дать определение: «фотография с человеческим лицом».

Это снимки, в которых одновременно преломляются и черты персонажа, и мое отношение к нему. И в которых есть приметы сегодняшнего дня, но отсутствует точная дата. А снимки природы – это «пейзаж-настроение». То есть не показ какого-либо красивого места, а настроение по поводу выпавшего снега, утреннего тумана, ковыля колышущегося на ветру.

– Вы возводите репортажную и жанровую фотографию до художественного уровня. Какая из представленных фотографий на новой выставке любимая?

– Новая выставка, которая проходит в ЗНУ, – пейзажная. Там собраны снимки разных лет. Они все в той или иной мере любимые. Можно выделить, например, «Человек с быком». Снимок имеет в себе приметы и пейзажа и жанровой фотографии, поскольку снят навскидку. Пастух с палкой, бык, цветущая весенняя степь, простор и чувство свободы. В общем, все элементы снимка просты и понятны, как будто ничего особенного. Но все вместе они рождают светлый и втягивающий в себя образ.

– Как можете описать понятие «хорошая фотография». Когда она стает произведением искусства?

– Хорошая фотография – это не только безукоризненная техника и композиция. В первую очередь речь идет о смысловом и эмоциональном наполнении снимка, которое выражено фотографическим языком. Очень желательна новизна подачи, некая оригинальность формы, обрамляющая смысловое наполнение. Хороший снимок должен «прочитываться» без слов, производить впечатление и рождать настроение с первого взгляда. Произведением искусства фотография может стать, если в ней художественный образ – слепок реальности в преломлении авторского отношения. Конечно это субъективный критерий, но другого нет. А проверяется он только временем.

– Какое Ваше самое большое достижение в профессии?

– Я не чувствую, есть ли у меня достижения в профессии. Могу допустить, что таковым является тот факт, что фотографирую на протяжении 30 лет, не особо интересуясь трендами и модой в современной фотографии, просто иду по собственной тропинке, надеясь, что кто-то главный во Вселенной снова покажет мне, что-нибудь интересное. Как бы там не было, я каждый год делаю новую большую персональную выставку.

– Где находите вдохновение в обычной жизни?

– Вдохновение в обычной жизни не очень много нахожу. Сейчас больше ориентируюсь на дисциплину и обязанности. Меня немного стимулирует хорошая классическая музыка, очень люблю слушать И.С. Баха, еще люблю слушать оперную музыку. Фотографически меня вдохновляют свет, рожденный солнцем, облаками и тучами. Не выношу безоблачного неба. У меня от него тоска.

– Какие советы можете дать начинающим фотографам?

– Внимательно слушать свой внутренний голос во всем. Именно он даст ответы на многие вопросы. Стараться не думать об успехе. Он сам приедет, если все будете трудиться из дня в день. Оставайтесь сами собой, пойте собственным голосом, не подражая и не копируя. Прислушивайтесь к критике, но окончательный вывод делайте сами. Изучение техники должно идти одновременно с душевным и духовным ростом. И еще. Фотограф растет медленно, как кактус, ускорить этот процесс невозможно.

Вера ВЛАДИМИРОВА, фото из архива Александра Максимова

Читайте также:

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться