Во всех отношениях это был очень тяжелый период для всей Украины. Мало того, что в стране все еще ощущался горький привкус экономического кризиса 1998 года, вдобавок наблюдались перебои с зарплатой и останавливались предприятия. Государственная собственность лихо приватизировалась почти сформировавшимся олигархатом, бюджет «пилился» группой особо приближенных лиц – в общем, время выдалось смутное.
Ставка на невмешательство
В 1999 году страна вступила в президентскую кампанию. Рейтинг действовавшего гаранта Леонида Кучмы тогда не превышал 10%. Ему активно противостояло левое крыло – коммунист Петр Симоненко и социалист Александр Мороз, а справа давил лидер «Народного Руха» Вячеслав Чорновил. Однако 25 марта последний погибает в автокатастрофе, которую глава МВД Юрий Кравченко поспешил назвать несчастным случаем и закрыл дело.
Симоненко изначально решил вступать в президентскую гонку самостоятельно, а другие политики левого толка собрали «каневскую четверку» (Александр Мороз, Евгений Марчук, Владимир Олейник и Александр Ткаченко), чтобы выдвинуть единого кандидата. Но в результате что-то там не срослось с личными амбициями. Кроме того, в октябре в Кривом Роге было совершено покушение на прогрессивную социалистку Наталью Витренко, в организации которого почему-то обвинили именно Мороза. В итоге во второй тур выборов вышли Симоненко и Кучма, и Леонид Данилович набрал 56% голосов против 38 у его оппонента.
На победу Кучмы ставили все основные финансово-промышленные группы страны, поскольку им было обещано невмешательство в дальнейшем выстраивании бизнес-империй. Повторно избранный главой государства «Леонид второй» слово сдержал, и под его руководством в Украине завершилось формирование крупного капитала.
Боевое «крещение»
Еще осенью 1998 года Генеральная прокуратура завела пять уголовных дел, в которых так или иначе фигурировал бывший премьер-министр Павел Лазаренко. В декабре он был задержан в Швейцарии при попытке въехать в эту страну по паспорту гражданина Панамы. Пока в Украине обсуждали возможность экстрадиции беглеца, его выпустили под солидный залог. В феврале 1999-го в Верховную Раду было внесено представление на задержание Павла Лазаренко – за это проголосовали 310 народных депутатов. Но того в стране уже не было: в Нью-Йорке экс-премьера задержали за нарушение визового режима. Он попросил политического убежища в США, его «до выяснения» посадили за решетку.
Американское правосудие – не чета нашему: после недолгих разбирательств Лазаренко предъявили обвинения в вымогательстве, мошенничестве и отмывании около 280 миллионов долларов, дав девять лет тюрьмы. И хотя Украина, по большому счету, не приложила к этому руку, сей эпизод был первым настолько крупный коррупционным скандалом в стране за годы независимости. Словом, крестного отца «отечественной мафии» посадили, а вот его «крестница» Юлия Тимошенко вошла в политику на долгие годы.
Параллельный фронт
В апреле 2000 года Леонид Кучма провел референдум, на котором украинцы проголосовали за расширение полномочий президента. Если бы парламент поддержал изменения в Конституцию, Леонид Данилович вполне мог после баллотироваться и на третий срок, но этого не произошло.
В этом же году экономика страны впервые за период независимости показала устойчивый рост, и многие были склонны связывать данный факт с назначением на должность главы правительства Виктора Ющенко. Его главный плюс – тесная связь с западными партнерами, а это было очень важно в условиях того, что Украине предстояло реструктуризировать свой внешний долг. Параллельно вице-премьер Юлия Тимошенко проявляла активность в энергетической сфере и объявила «войну» олигархам. По сути, этот дуэт превратился в серьезную альтернативу Леониду Кучме, что президенту очень не нравилось. Впрочем, чуть позже у него начались проблемы, в сравнении с которыми политическое противостояние отошло на дальний план…
Фундамент для Майдана
В сентябре 2000 года стало известно об исчезновении журналиста Георгия Гонгадзе (позже его обезглавленное тело было обнаружено в лесу). А в ноябре Александр Мороз обнародовал так называемые «пленки Мельниченко», которые явили миру то, какие на самом деле нравы царили во власти. Общая продолжительность записей разговоров главы государства составляла порядка 300 часов. Скандал спровоцировал акцию «Украина без Кучмы», под давлением митингующих в отставку были отправлены министр внутренних дел Юрий Кравченко и глава Службы безопасности Леонид Деркач.
Кучма о третьем президентском сроке уже даже не помышлял – как бы не впаяли первый, но уже тюремный. Президента на Западе воспринимали кое-как, до статуса заклейменного позором изгоя было всего ничего. Потрясения, в которых оказалась Украины по итогам «кассетного скандала», во многом послужили фундаментом для первого Майдана…
Читайте также: Независимость под микроскопом: 1997-1998-й годы