(Окончание. Начало – в номере от 8.03.2018)

 

Впрочем, о советской и российской классике говорить вообще вряд ли стоит: запрещено тотально все – от «Полосатого рейса» до «Гаража», от «Анны Карениной» до «Братьев Карамазовых», от «Собачьего сердца» до «ЧП районного масштаба». При этом я не назвал ни одного профессионально сработанного, хорошо смотрибельного, но пропагандирующего коммунистическую идею фильма

Поделиться

 (Окончание. Начало – в номере от 8.03.2018)

 

Впрочем, о советской и российской классике говорить вообще вряд ли стоит: запрещено тотально все – от «Полосатого рейса» до «Гаража», от «Анны Карениной» до «Братьев Карамазовых», от «Собачьего сердца» до «ЧП районного масштаба». При этом я не назвал ни одного профессионально сработанного, хорошо смотрибельного, но пропагандирующего коммунистическую идею фильма

И что вообще Министерство культуры имеет в виду под «демонструванням програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці»? А если кто-то подготовит программу, в которой разоблачит шовинистические интриги Варлей, Пенкина и примкнувшего к ним Роя Джонса? Можно ли будет показать их хотя бы со спины? В «разъяснении» Минкульта подчеркнуто нет никакой конкретики, а значит, власть каждый раз сможет толковать его по своему усмотрению.

Например, «особ» нельзя демонстрировать в каком объеме? Ведь ничего не сказано о том, должна ли это быть главная роль, или, как у Талызиной, роль второго плана или эпизодическая (как у Юрия Назарова, который снялся в фильме «Петр Великий» / Peter the Great вместе с Омаром Шарифом или Лоуренсом Оливье)?

И, кстати, на кого будет возложена (и кем будет оплачена?) долгая и кропотливая работа по выявлению в картинах всех опасных для демонстрации в «информационном телерадиопространстве Украины» (а в кинопространстве или интернет-пространстве можно?) лиц, снявшихся в крошечных эпизодах, тем более если оные лица подчас даже не упомянуты в титрах? Как, например, Сергей Безруков, снявшийся в антитоталитарном фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина». Ведь исключений для фильмов с участием такой категории лиц (тот же Сергей Безруков – один из самых опасных среди них) Минкульт в своем предупреждении не делает.

Запрещая демонстрацию фильмов с участием тех или иных «особ», Министерство культуры ввело в Украине принцип внесудебного коллективного наказания за проступок или вину одной личности. Стоит ли говорить, что этот принцип осужден всеми цивилизованными юриспруденциями мира. Как ни парадоксально – тут я невольно повторюсь – первой жертвой запрета становится именно украинское кино периода независимости, поскольку, бурное в своем развитии, оно масштабно привлекало для съемок ныне запрещенных артистов или музыкантов из России, где представители этих профессий до недавнего времени были, безусловно, многочисленнее и пораскрученнее.

Запрет на демонстрацию фильмов с их участием затормозит развитие украинского кино, поскольку будут вычеркнуты целые страницы из творческой биографии украинских артистов и режиссеров, участвовавших в проектах с привлечением российских «гастарбайтеров».

Телеиндустрия и киноиндустрия – это в большинстве случаев эффективная, весьма прибыльная отрасль экономики, что хорошо понимали даже деятели тоталитарных режимов. Яркий пример тому – история «Веселых ребят». Сценарий комедии написали два талантливых литератора, Николай Эрдман и Владимир Масс, которых вскоре репрессировали и сослали в Сибирь. Их имен не было в титрах, но фильм покорил советский и мировой экран.

В советском прокате в послевоенное десятилетие шло более тридцати трофейных немецких фильмов: Сталина не остановило то, что это было кино нацистской Германии. Ленты приносили деньги в бюджет, и это было важнее, чем то, что когда-то говорили звезды нацистского кинематографа – ведомства доктора Геббельса.

В СССР, о тоталитаризме которого так часто и много говорят наши нынешние руководители, не запрещали фильмов только потому, что кто-то что-то не то сказал. Так было с легендарным французским актером Ивом Монтаном, ставшим после вторжения советских войск в Чехословакию страстным критиком советского режима. Никто не запрещал и фильмы с участием Савелия Крамарова после его иммиграции в США – несмотря на то, что там он играл роли, явно не вызывавшие одобрения у партийных хранителей «духовных традиций советского народа».

Идеологи даже тоталитарных режимов понимали, что из всех доступных им искусств важнейшим действительно является кино, даже если его мастера идеологически чужды, а то и враждебны эксплуатирующей их власти. Я не говорю уже о западных демократиях. В годы войны официальный Лондон отказался глушить немецкое радио, резонно заявив, что англичане не глупее немцев, а враждебная пропаганда не способна подорвать патриотические чувства британцев.

Но, видимо, наша власть считает, что украинцы все-таки глупее своих соседей и не столь патриотичны, как те же англичане. На данный момент в списке 124 человека, которые «создают угрозу национальной безопасности Украины». Следует ли понимать, что наличие имен «списочных» режиссеров в титрах или появление в кадре актеров, сказавших то, чего не одобряет СБУ, тотально подрывает боевой дух у военнослужащих ВСУ на Донбассе, толкает их к паническому бегству с боевых позиций и коллективной сдаче в плен?

Вряд ли все происходит именно так. Власти просто нужна дубина для запугивания телерадиовещателей, они получили ее и сейчас, повторюсь, обкатывают на «Интере», «Квартале 95» и готовятся ударить ею и по другим недостаточно лояльным СМИ. Список им в помощь!

 

Сергей КИЧИГИН

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Регіон