Казалось бы, об украинской коррупции сказано и написано уже столько, что ничего принципиально нового о ней уже не всплывет. Но это так только на первый взгляд кажется: на самом деле периодически еще возникает интересный фактаж. Более того, и курьезные ситуации случаются, как это произошло на днях в Давосе на Всемирном экономическом форуме.
Казалось бы, об украинской коррупции сказано и написано уже столько, что ничего принципиально нового о ней уже не всплывет. Но это так только на первый взгляд кажется: на самом деле периодически еще возникает интересный фактаж. Более того, и курьезные ситуации случаются, как это произошло на днях в Давосе на Всемирном экономическом форуме.
Туда в качестве передового достижения современных технологий привезли единственного в мире робота с гражданством по имени София. Он был спроектирован в Гонконге, а в октябре получил подданство Саудовской Аравии. Робот сконструирован таким образом, что умеет учиться, адаптироваться к поведению людей, работать с ними и даже отвечать на вопросы в режиме интервью. Собственно, именно с этим навыком робота и был связан весьма примечательный казус.
Так вот, в Давосе у Софии спросили: что она думает о коррупции в Украине и сможем ли мы когда-нибудь ее побороть? И что вы думаете? Робот «завис» и не смог ответить на этот волнующий всех нас вопрос. Понимаете, в чем дело? Если искусственный интеллект, то есть супермощный компьютер, «потерялся», что уж говорить о простых украинцах? А ведь мы ломаем головы над проблемой всеобъемлющей коррупции десятилетиями! Значит, выхода из положения не существует?
По большому счету, факты, статистика и социологические опросы подтверждают эту мысль. Например, исследование Американской торговой палаты показало, что украинский бизнес с проявлениями коррупции сталкивается практически ежедневно и по любому поводу. 91% опрошенных представителей бизнеса показали, что в 2017 году она в Украине приобрела ужасающие масштабы. В 2016 году этот показатель составлял 81%, а в 2014 году – тот же 91%. «Чиновники, которые испугались в 2014 году, потихоньку начинают возвращаться к привычной практике», – прокомментировал результат опроса глава Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник.
Наиболее популярной формой коррупции, как и в 2014-2016 годах, стало требование взятки, а на второе место переместилось вымогательство денег за прекращение незаконного давления на бизнес. Самыми коррумпированными органами в Украине предприниматели назвали суды (74% респондентов), налоговые и таможенные органы (54%). 40% опрошенных заявили о дополнительных юридических расходах из-за коррупции, 17% – о нежелании международных партнеров работать с украинскими компаниями из-за высокого уровня коррупции. Конечно, а мы еще удивляемся, отчего это к нам зарубежные инвесторы в очередь не выстраиваются?
Но и в государственном секторе коррупция глубоко пустила свои корни. «Мы прошлись по предприятиям, произвели ряд арестов. И в принципе увидели, что коррупция в державном секторе – это источник политической коррупции, финансирования фракций и партий, которые создают законы под себя и фактически уничтожают здоровую конкуренцию», – сказал Артем Сытник.
Это что же получается? Все, что связано с промышленностью и бизнесом, в Украине насквозь пропитано коррупцией? Тогда приходится констатировать, что эту войну мы давно и безнадежно проиграли. Если коррупцию возглавляют те, кто на всех углах вопит о необходимости отрубить ей голову, очевидно, что этой «гидре» уготована вечная жизнь, причем под самые надежные гарантии. Так что нам при нынешней системе организации власти остается или смириться, или самим становиться винтиками в коррупционных схемах.
Максим КОРОБЕЦ