Угадайте хоть с трех, хоть с тридцати трех раз, о ком сейчас пойдет речь: бывший кадровый работник городского и областного аппаратов КПУ, сыгравший роль православного священника в театральной постановке и в кино; успешный бизнесмен, который немалую часть своих доходов тратит (до сих пор!) на благотворительность и меценатство; заслуженный работник культуры Украины, ни дня не проработавший в официальных учреждениях культуры; почетный доктор университета, в котором не прочел ни единой лекции; кандидат исторических наук, яркий полемист и телеведущий; наконец, пламенный патриот рідної Неньки и казацкого Запорожья, но при всем при том отнюдь не русофоб?
А теперь – внимание! – правильный ответ: все это Валерий Козырев, директор Культурного центра «Хортиця», уютный офис которого располагается на ул. Тюленина, недалеко от левобережного моста Преображенского.
В самом деле, кто из старожилов Запорожья и области не знает Валерия Кирилловича? Богатырского сложения и роста, с непокорной курчавой шевелюрой и громовым голосом, острый на язык и скорый на поступки, энергичный и подвижный, напоминающий неукротимого льва, Кириллович всегда там, где архиинтересно, где творится Ее Величество История. Да и творится-то она зачастую не сама по себе, не в автоматическом режиме – у истоков ряда общественных инициатив и созидательных проектов, направленных на сбережение национальной памяти нашего народа, стоит Козырев.
Причем не один, а со товарищи. Но во главе этих тоже незаурядных товарищей, как правило, именно он – идеолог и вдохновитель начинания, его мотор, куратор-прораб и, конечно же, спонсор.
Дабы не быть голословным, напомню только те его деяния, которые доныне у всех на виду и на слуху. Если бы Козырев совершил только их, то и этого вполне хватило бы на то, чтобы золотыми буквами вписать его имя в анналы Запорожского края. Да и всей Украины, пожалуй, тоже.
Итак, на дворе неспокойный 1991 год, очередной «перелом». В грозовой атмосфере «катастройки» явственно ощущается неизбежность крутых перемен. Но каких? К безграничной свободе – «вплоть до отделения»? К обновленной диктатуре? Никто толком пока еще не в курсе, хотя прогнозов на любой вкус хоть отбавляй. И вот в такой-то рисково-азартной «точке бифуркации» 39-летний на тот момент Валера Козырев, недавний работник обкома правящей партии, который в ноябре 1990-го по собственной инициативе, из принципиальных, как он сам говорит, соображений покинул высокий номенклатурный пост, создает первый на Украине фольклорно-этнографический конный театр «Запорозькі козаки».
Кто помнит, как раз летом 91-го – еще до пресловутого «путча ГКЧП» – на острове Хортица проводились (причем на самом высоком тогдашнем всеукраинском уровне) торжественные мероприятия, посвященные 500-летнему юбилею Запорожского казачества. Так вот, выступление конного театра стало одной из суперфишек, украшением и сенсацией тех великолепных, поистине незабываемых торжеств.
Более того, без этого уникального творческого коллектива были бы немыслимы гениальные, не побоюсь этого слова, театрализованные ландшафтные постановки областного драмтеатра «Тарас Бульба» и «Мамай» (2008-2009 годы, режиссер-постановщик Валентин Слонов). Кстати, в «Бульбе» Валерий, не будучи профессиональным актером, вполне убедительно исполнил роль сечевого священника. Аналогично – в художественном фильме «Дума про Тараса Бульбу» (2009 год, режиссер Евгений Березняк). Видели этот фильм, снятый к 200-летию со дня рождения великого Гоголя? Если нет, очень жаль – рекомендуем!
Впрочем, до чего же это легко сказать: «создал». Это лишь Бог сотворил все из ничего. Человеку же, будь он хоть семисот пядей во лбу, чтобы создать нечто небывалое, да еще и с нуля, нужно иметь, кроме заковыристой «хотелки», еще и деньги – как правило, или большие, или очень-очень большие. А их еще надо уметь заработать. Как это получилось у вчерашнего партийного чиновника, который в 1986 году с красным дипломом закончил Киевскую ВПШ при ЦК КПУ – спросите у него сами. Надо полагать, досконально изучил марксизм, в частности, изрядно подзабытый ныне у нас «Капитал» Карла Маркса. И особенно первый том, в котором популярно изложено о том, как возникает прибавочная стоимость и каковы механизмы ее вторичного перераспределения. Даром, что ли, среди многочисленных регалий и титулов Козырева присутствовал и такой, как председатель правления АО «Промышленно-страховой альянс»?
К слову, финансово-экономический ресурс, которым к тому моменту располагал герой нашего повествования, позволил ему в 1997 году учредить благотворительные фонды с характерными названиями «Сподівання» и «Допомога». Их услугами воспользовались десятки малоимущих наших сограждан, а также ряд общественных организаций.
В 1999 году Валерий Кириллович выступает инициатором реализации масштабного Национального проекта «Запорозька чайка» (подъем с днепровского дна, консервация и музеефикация «новоманерной» казацкой лодки галерного мастера Алатачина). Он был первым, кто подставил плечо (т.е. предоставил свои материальные и организационные ресурсы) подводным археологам Дмитрию Кобалия и Валерию Нефедову, о чем они сами пишут в своей книге «Запорозька чайка»: історія однієї знахідки» (З., «Дике Поле», 2005). Это была технически сверхсложная задача, потребовавшая кропотливой работы в архивах, нестандартных решений и серьезного финансирования.
К тому же пришлось отбивать медийные и подковерные атаки со стороны небезызвестных «патриотов». Не будучи специалистами в судостроении, но уже имея опыт срыва строительства мостов через Днепр, эти гиперактивные языкатые хлопцы объявили НП «Запорозька чайка»… «спасением бота российских оккупантов». Чем, конечно же, изрядно нашкодили, потрепали нервы людям дела, т.е. настоящим патриотам Украины и Запорожья.
Как бы там ни было, до 2004 года консервация находки в целом завершилась. Наряду с бригантиной времен русско-турецких войн XVIII века, поднятой со дна реки в ноябре 2004 года, «чайка» заняла свое место в Музее судоходства на о. Хортица, расположенном по соседству с этнографическим комплексом «Козацька Залога», которая, в свой черед, является как бы штаб-квартирой Конного театра.
К слову, и театр «Запорозькі козаки», и сама «Залога», и Музей судоходства – это, ко всему прочему, уникальные объекты туристической инфраструктуры. Когда по Днепру еще ходили круизные многопалубные теплоходы, туристов в т.ч. иностранных, обязательно приводили сюда. Своими глазами видел и своими ушами слышал, как пожилые западные немцы (быть может даже, воевавшие в наших краях), насмотревшись фирменных казацких прибамбасов на майдане в «Залоге», восхищенно хлопали в ладоши. И в этом – тоже личная заслуга В.К.Козырева. При этом он еще находил силы и время руководить – аж до 2012 года – областной организацией Украинского общества охраны памятников истории и культуры.
Ума не приложу, как он успевал справляться с лавиной дел, каждое из которых требовало полной самоотдачи, но факт остается фактом: в 2002 году Валерий Кириллович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Запорозька спадщина на півдні України останньої чверті XVIII – початку XIX століть». Его научным руководителем был доктор исторических наук, профессор Анатолий Бойко (увы, слишком рано ушедший из жизни), первый председатель Запорожского научного общества им. Якова Новицкого.
Как вы уже наверняка догадались, среди соучредителей этого братского сообщества был и Валерий Козырев, выпускник исторического факультета Запорожского педагогического института (теперь национального университета) по специальности «учитель истории и обществоведения». В 2006 году его диссертация издана отдельной книгой-монографией, снабженной обширным документально-справочным разделом. Ее публикация утверждена решением ученого совета Института украинской археографии и источниковедения им. М.С.Грушевского НАН Украины. А это уровень. Стало быть, есть в этой неплохо изданной книге некая научная новизна.
Следующим историко-просветительским проектом, которому дал старт и дальнейшую жизнь Валерий Кириллович, стали народный музей (2008) и народная библиотека (2009) в его родном селе Широкое Васильевского района. Между прочим, один лишь этот старт обошелся Козыреву в аналог 200 000 американских денежек. В музее – история села (дореволюционной Эристовки) с подлинными предметами быта и прочими артефактами минувших эпох. В библиотеке – 15 тысяч наименований книг, подписка (до сей поры!) на 40 газет и журналов, интернет. Сотню книг, в т.ч. на духовную тематику, передал из личного собрания владыка Василий (Злотолинский), в ту пору – архиепископ Запорожский и Мелитопольский. Информация к размышлению: раньше в нашей области было 36 сельских народных библиотек. Теперь осталась лишь одна – в Широком. То же самое с народными музеями. Таковой закрылся даже на одном из известных предприятий Запорожья. А на малой родине Валерия Кирилловича живет и процветает.
Отдельной заботой Валерия Кирилловича является всесторонняя поддержка, которую он вот уже много лет подряд оказывает известному запорожскому художнику и своему личному другу Мирославу Добрянскому, пишущему в основном на казацкую тематику. У себя в офисе В.Козырев развернул экспозицию его картин «Запорожжя – колиска козацтва». Имеется в виду, конечно, не столько наш славный град как таковой, сколько обширная территория Вольностей Войска Запорожского Низового (от Южного Буга до Кальмиуса, от Орели и Самары до Конки и Каменки). Кроме того, Кириллович помог пану Мирославу издать шикарный полноцветный буклет с репродукциями его произведений (93 работы). Не каждому живописцу, даже сверхталантливому, так везет. Галерея в офисе КЦ «Хортиця», кстати, открыта для посетителей. Есть смысл зайти, полюбоваться, поразмыслить, а то и подискутировать.
– Иногда мне задают по-своему хороший вопрос: зачем тебе все это надо, приятель?- говорит Валерий Козырев. – Затем, что свою жизненную миссию, свое, если угодно, призвание вижу в том, чтобы ввести в научный оборот, а еще лучше – в повседневность, в народное самосознание понятие «ЗАПОРОЖСКИЙ ДУХ». Что это за дух таинственный такой? Никакой потусторонней мистики, никакого философского тумана. Как есть русский дух, так объективно есть и запорожский. Это как раз то, что изначально отличало жителей нашего края от обитателей других исторических регионов Украины. И отличает теперь.
Наиболее многогранно и ярко этот коллективный дух воплотился в таких исторических фигурах, как основатель первой Сечи Дмитрий Вишневецкий-Байда, последний кошевой атаман Петр Калнышевский, историк Дмитрий Яворницкий, батька Нестор Махно, силачи-богатыри Иван Поддубный и Леонид Жаботинский, герои Великой Отечественной войны Алексей Берест и Кузьма Деревянко, ряд других выдающихся личностей, в т.ч. и наших с вами современников. Насколько мне и моим друзьям-соратникам удалось воплотить эту амбициозную задумку, судить вам. Ну а я по мере возможностей продолжаю начатое 30 лет назад, на заре украинской независимости.
… Самым личным, я бы даже сказал, интимно-личностным проектом моего vis-à-vis стало основанное в 2009 году трио бандуристов «Хортиця», преобразованное позже в ансамбль бандуристов «Божена» и ставшее знаменитым далеко за пределами Запорожья. Руководитель и неформальный лидер этого творческого коллектива умница-красавица Ольга Беженарь, несмотря на заметную разницу в возрасте, вскоре стала супругой Валерия. Любовь буквально окрылила его и подвигла на новые свершения. Пожалуй, главным из них стало рождение в 2010 году сына Миши, когда самому Кирилловичу было уже хорошо под 60. Ай да казак, ай да молодец!
Впрочем, враг рода человеческого не был бы самим собой, если бы не пакостил тем, кто ему досаждает больше всех. Вот и В.Козырев лет несколько назад, на пике своих свершений и заслуженной славы, безграничного счастья в личной жизни вдруг узнал, что болен страшным, трудноизлечимым недугом. Пришлось сжать в кулак всю свою волю, отказаться от иных привычек (это любителю-то щедрого обильного застолья в хорошей компании!), перейти на строгий режим дня и скучно-пресную однообразную диету. Операция и курс лечения прошли, слава богу, вроде бы нормально. Похудел, конечно. Как бы подсох. Тем не менее, поборол нечистого. Наш человек! Так держать!
Как и у всякой личности такого масштаба, как Козырев, у Валерия Кирилловича есть не только верные до гроба друзья-единомышленники (они же соработники во всех его благих начинаниях), но и, выразимся деликатно, критики-оппоненты. Куда ж без этого? Как говорится, «скажи мне, кто твой «доброжелатель», и я скажу, кто ты». Кто такой КВК, мы знаем – со всеми его уникальными дарованиями и остальной, так сказать, «кредитной историей». В нашем городе немало самобытных, ярких личностей, но в высшую лигу запорожской элиты попадает далеко не каждый из них. Козырев попал, причем уже давно.
Суммируя все сказанное выше, перечитывая авторские публикации В.К.Козырева в таких специализированных научных изданиях, как «Запорозька спадщина», «Старожитності Південної України», «Вознесенські старожитності», многотомники «Новицький Я. Твори у 5-ти томах» и «Усна історія Степової України», двухтомник «Козацький дух – усюди й назавжди» (в соавторстве с Иваном Завгородним), мысленно делю результаты неустанных многолетних трудов Кирилловича на число его земных годов. Весомо получается. На дюжину человек с лихвой хватит.
Кстати, свои первые 70 лет Козырев отметит в следующем феврале 5 числа. Уж кто-кто, а он точно заслуживает звания Почетного гражданина нашего города. С такой инициативой выступил актив ветеранского клуба «Товарищ», объединяющего знаковых, много сделавших для Запорожья и области людей. Полностью с ними согласен. Двумя руками голосую за данную инициативу. Как давний обитатель Запорожья имею на то полное право – юридическое и моральное.
P.S. Начинающим журналистам советовал бы походить за Валерием Кирилловичем с диктофоном. Это великолепный рассказчик, кладезь эксклюзивной информации, хранитель памяти о давнем и не очень давнем прошлом нашего уникального края. Узнали бы множество удивительных, практически неизвестных широкой публике фактов. Можно было бы издать целый сборник исторических новелл и портретных зарисовок, писанных как бы «с натуры».
Сергей ГРИГОРЬЕВ