Хорошо отдохнувшие за месяц каникул парламентарии во вторник собрались в здании под куполом и с «мальдив» в карьер… простите, с места в сессионный зал принялись дорабатывать вопросы, оставшиеся с 2020 года.
На повестке дня – масса проблем, имеющих для страны первоочередное значение. А также реализация проектов, которые, по замыслу власти, помогут Украине ступить на стезю развития, а не бездумного проедания кредитов. Дело за малым – чтобы не получилось «как всегда».
Страшно, аж жуть!
На предшествовавшем первому в этом году заседанию ВР состоялось совещание глав фракций и групп, на котором обсуждали борьбу с не персональным голосованием. Председатель парламента Дмитрий Разумков отметил:
– Кнопкодавство стало явлением исключительным. Его уже почти нет, но «почти» не устраивает ни нас, ни общество, ни зарубежных партнеров. Мы должны сделать так, чтобы этот позор полностью ушел в небытие, – сказал он. Спикер добавил, что готовятся изменения в Регламент относительно дисциплинарного наказания народных депутатов за неперсональное голосование.
По словам Дмитрия Разумкова, будут предприняты следующие шаги: свободные места в сессионном зале будут отключены от системы голосования; разрабатывается механизм, который позволит голосовать депутату только со своего места; в зале ВР установят дополнительные видеокамеры (собственником видео будет парламент, а не Управление государственной охраны); в законодательство могут внести изменения, чтобы депутатов можно было лишать права принимать участие в заседаниях за «кнопкодавство».
Но все это – полумеры. Почему бы сразу не лишать мандата за эти действия? Гривной наказать не получилось – что для миллионера «срезание», допустим, его месячного депутатского оклада? С заседаний попятить можно, но будет ли должный эффект, если некоторые парламентарии в зале и так не особо «чешутся»? А вот отобрать статус нардепа – угроза впечатляющая. Одна проблема: сами депутаты на это в жизни не пойдут.
Народовластие с оговорками
Верховная Рада 255-ю голосами поддержала во втором чтении законопроект о всеукраинском референдуме. На зеленые кнопки нажали «слуги народа», группа «Довира» и 9 внефракционных нардепов. Ну, с «СН» все понятно: накануне их парламентский лидер Давид Арахамия пригрозил исключением тем своим «соплеменникам», которые не проголосуют за этот законопроект.
Первый заместитель председателя ВР Руслан Стефанчук заявил, что закон предлагает возможность проведения электронного голосования на референдумах, но только после того, как появится техническая возможность. Согласно документу, на референдум может выноситься всего один вопрос. Предметом может быть утверждение закона о внесении некоторых изменений в Конституцию (речь идет об общих принципах, выборах и самом референдуме, а также правосудии – в целом 38 статей), вопросы общегосударственного значения, изменение территории Украины и утрата силы законами или отдельными положениями.
Расширяется круг субъектов процесса референдума: ими могут быть как политические партии, так и общественные организации. Опрос относительно мнения народа об утверждении изменений в Конституцию назначается президентом, а территориальные вопросы – Верховной Радой. Референдум провозглашается указом президента по требованию не менее 3 миллионов граждан, имеющих право голоса, из не менее 2/3 областей.
Казалось бы – вот оно, долгожданное народовластие! Но есть и нюансы. Например, принятый закон сужает круг тем, по которым можно провести референдум, и устанавливает не совсем реальные сроки – 60 дней для сбора 3 миллионов подписей, а также позволяет в течение года рассматривать только один вопрос и вносить в бюллетень – тоже один. Кроме того, оппозиционеры называют документ предоставлением возможности кому угодно и по любому поводу изменять, корректировать и отменять законы, прикрываясь волей народа. Получается, наше народовластие несколько ограничено?
Облом для кредиторов
Жизнь заставляет украинцев все чаще пользоваться так называемыми микрокредитами. И многие граждане настолько бездумно в них «зарываются», что потом не в состоянии вовремя вернуть заем, да еще и с гигантскими процентами. Чтобы защитить людей от произвола, Верховная Рада установила максимальную сумму штрафов по кредиту – 200% от первой суммы займа. Об этом сообщил председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат Данил Гетманцев.
– В Украине создалась ситуация, когда человек занимает 2000 гривен, а отдает потом 34 000… Мы установили ограничения, чтобы люди не становились нищими вследствие таких кредитов, – сказал парламентарий. Согласно новым правилам, уже с 1 января запрещено указывать ставку 0%, 0,01%, тем самым вводя клиентов в заблуждение.
По идее, это нововведение и впрямь поможет украинцам вылезти из долговой ямы, где они оказались по милости нескольких «созывов» власти. Но как оно скажется на самом сегменте микрокредитования, будет ли ему выгодно работать? А чтобы получить даже небольшой заем в банке, гражданам приходится бегать с бумажками в поте лица. Словом, благими намерениями…