Зрелищная программа «Vivat, цирк!» стартовала 28 апреля в Запорожском государственном цирке. Известный дрессировщик Андрей Спектор из жгучего красавца Зорро – героя в маске превратился в брутального мачо – заклинателя лошадей и пони. Ведь цирк призван удивлять!
Зрелищная программа «Vivat, цирк!» стартовала 28 апреля в Запорожском государственном цирке. Известный дрессировщик Андрей Спектор из жгучего красавца Зорро – героя в маске превратился в брутального мачо – заклинателя лошадей и пони. Ведь цирк призван удивлять!
На арене супермены – они просто обалденны! Вас удивят неповторимые акробатические номера, виртуозные жонглеры, отчаянные воздушные гимнасты и веселые клоуны. Даже не ожидаешь, что это может быть в таком качестве! Эмоции и драйв подарил Юрий Котов с номером «Турники» под куполом. Головокружительные трюки показал спортсмен Михаил Севрюков с командой. Зал просто шумел, охал и ахал!
– Я в течение 20 лет испытываю жизнь на прочность, но не в поисках адреналина. Как в Украине, так и за рубежом зрители в восторге именно от коллективных номеров. Например, сейчас работаем над самым сложным трюком – сальто с ровным телом. Главное, мне нравится показывать то, что умею, и что не могут другие! – подчеркивает Михаил.
Дрессированные собаки разных пород – от белой швейцарской овчарки и самоедов до маленького цвергшнауцера, шпица и таксы – это номер Жанны Богатыревой, представительницы большой цирковой династии. Как и люди, собаки способны на сильные чувства и любовь. К Жане относятся как к маме-кормилице, этакой «кастрюле»: 15 голов накормить – дело не простое. Кстати, сибирские лайки и самоеды охотно впрягаются в «семейный» велосипед или санки на несколько мест. Их гены такие – тягать.
«Горский танец», «Вальс с пони» с элементами высшей школы верховой езды продемонстрировал дрессировщик и режиссер Андрей Спектор с супругой Ольгой, окончившие Киевский Национальный университет театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого. Их лучший конь Алан уже в возрасте – ему 18 лет, и нужно готовить замену. На представлении Алан не удержал равновесие и упал всем корпусом. Но бодро отряхнулся и пошел работать дальше.
– Все, что шетлендские пони – самые маленькие представители своей породы – делают в природе, то делают и у нас, – говорит Андрей. – Животных не разводим, а покупаем по всей Украине, уже есть более 10 голов. Как и в жизни, наши крошки-жеребцы с душой большой лошади выясняют отношения, дерутся, поэтому приходится вешать им незаметную уздечку. В цирке не принято кастрировать животных. К тому же пони имеют претензии как люди-лилипуты. Считают, что не они маленькие, а вы большие и требовательные! Им не нужна ласка, увы. Большие лошади гораздо добрее и покладистее. Однако номера с пони и напарницей-танцовщицей весьма смотрибельны под музыку. Мечтаю когда-то передать свое дело сыну, который в два года уже имеет подход к лошадям.
Как всегда классный и отборной юмор у Анатолия и Наталии Крымских, которые уже давно вышли за рамки смешного. Как всякий живой процесс, их номера – со смелой режиссурой и драматургией. Успейте до 3 июня посетить программу с атмосферой праздника «Vivat, цирк!». Это захватывающее шоу, от которого перехватит дыхание!
Возможен ли цирк без животных?
В Украине никто не думал, что власть доберется до цирков. Однако в обществе давно достаточно остро стоит вопрос об использовании животных в рамках представлений. Есть мнение, что дрессировщики идут на крайние меры, чтобы заставить зверей выполнять трюки. Когда зрители узнали правду о насилии и страдании четвероногих артистов, например, во Львове, и о том, что происходит за кулисами, они перестали находить эти шоу веселыми.
Возможен ли украинский цирк без животных: к чему приведет запрет четверолапых артистов? Об этом Запорожье Вечернее поинтересовалось у директора Запорожского государственного цирка Тамары Зубко.
Напомним, что в прошлом году депутаты планировали принять закон об усилении ответственности за жестокое обращение с животными, но воз и ныне там… Речь шла о том, что кроме увеличения наказания (до 8 лет лишения свободы), новый законопроект ограничит деятельность шапито с зверями. В пример чиновники приводили знаменитый канадский «Цирк дю Солей» (CirqueduSoleil), «никакого насилия – только искусство эстетика и шоу». Китайский государственный цирк – следующий после CirqueduSoleil по популярности, и один из самых древних в мире, тоже почти не использует животных: артисты в нем укрощают лишь свое тело.
– Тамара Викторовна, вы поддерживаете идею цирка без животных? Или были против принятия этого закона?
– На сегодня вопрос не снят с повестки дня Верховной Рады. Предыдущий законопроект не прошел, не хватило голосов. Однако уже внесены изменения, касающиеся охоты на животных и браконьерства. О цирковых животных ничего не сказано. В Украине, и в Запорожье проходили ряд протестов. Но мало кто из заинтересованных людей вникает в суть и специфику содержания зверей в украинских стационарных цирках. Конечно, в шапито все очень сложно, потому что у них нет нормальных условий. Недавно я ездила в Прагу (Чехия), и убедилась, насколько там заботятся о животных, содержат большие конюшни и строят современные вольеры.
– В Запорожье цирк может быть успешным без зверей?
– Мы можем делать программы без животных, и они будут не менее интересными! Но нужны современные технические возможности, мощное лазерное оборудование, опускающиеся барьеры, сменные манежи. Все упирается в деньги. Конечно, частные компании сотрудничают с госцирками по всей Украине (запорожцы помнят великолепную программу «Цирк на воде»), но их грандиозные проекты не всегда окупаются.
Главное, что менталитет наших людей иной. У нас в цирк ходят с детьми. И только здесь есть великолепная возможность прикоснуться к великому цирковому искусству и увидеть редких животных вживую. Сейчас в Запорожском государственном цирке идет подготовка к тому, чтобы онлайн транслировать наши репетиции на сайте. У нас никогда не было случаев жестокого обращения с четвероногими друзьями, но готовы публично и «прозрачно» отвечать за каждую программу. Также в планах – ремонт в вольерах, потому что наш цирк строился более 45 лет назад.
– Как думаете, что в прошлые годы заставило развитые страны ввести подобные запреты?
– Запрет на показ в цирке диких животных существует, например, в Исландии – очень маленькой стране, и Литве. В Германии поступили очень правильно: жители каждого города решают индивидуально, насколько им нужен традиционный цирк со зверями. Стационарных цирков там нет – только шапито и частные компании. В итоге во многих немецких городах все осталось по старому.
– Запорожский цирк доказывает, что цирковое искусство – это одновременно тема для гордости и радости за отечественных актеров. Чем привлекаете зрителей, на что делаете ставку?
– Прежде всего, это наша работа, которой отдаем душу и сердце. Всегда прислушиваемся к мнению зрителей. Сезон 2017-2018 гг. оказался очень неплохим! Все программы глубоко отличались друг от друга. В новом шоу «Vivat, цирк!» лично меня удивляет дрессировщик Андрей Спектор и клоуны с неожиданным репертуаром. Судя по восторженным зрителям, убедилась, что все было не зря!
– Ваш прогноз: что будет с отраслью? В каком виде цирковое искусство может развиваться дальше?
– У циркового искусства большое будущее! Ибо наши артисты учились в советское время, а значит получили качественное образование, а также умеют делать свое дело с любовью. В стране тяжелое экономическое положение, и многое держится на энтузиазме артистов и директоров цирков. Верю, что пройдет время, и в Украине примут Закон и цирке, потому что этот процесс нужно поставить на государственные рельсы. Цирк – очень сложное и затратное искусство, но оно любимо народом. Нам нужны зрелищные шоу на уровне спектаклей с богатыми декорациями и реквизитом, возможностью привлекать артистов, которые разводят или дрессируют редких животных. Каждый из нас живет ради детей, и важно им подарить как можно больше радости и позитивного настроения!
Виктория ШЕПЕЛЕВА, фото Владимира САЛЬНИКОВА
Больше фото по ссылке





