Страсть к собирательству, как правило, зарождается в человеке с детства. Едва научившись ходить, мальчишка набивает карманы камешками, гвоздями, гайками, У девочек это обычно стекляшки, разноцветные ленточки и тому подобное. От которых мы, взрослые, безжалостно избавляемся, как от мусора, вызывая у ребенка слезы горечи и обиды.

Впрочем, детские слезы быстро высыхают, обида улетучивается, и назавтра вновь приходится трясти карманы, полные железок и бантиков. А потом появляются портреты космонавтов, любимых футболистов и хоккеистов, бегунов и прыгунов, марки, магнитофонные записи и прочее.

Идея коллекционирования не нова. В древности богатые люди часто собирали книги и рукописи. Например, в 7 веке до нашей эры царь Ассирии Ашшурбанипал посылал писцов во все концы своей империи, чтобы те собирали старинные (даже по тем временам!) летописи для его знаменитой библиотеки в Ниневии. Дворец и эту библиотеку археологам посчастливилось откопать в 1853 году. Какой была бы наша история без страсти к коллекционированию ассирийского царя, трудно себе представить. Римские и греческие аристократы были известны своей страстью к собиранию произведений искусства. Тогда каждый состоятельный горожанин имел свой личный музей.

Что же заставляет людей заниматься коллекционированием? У каждого свои причины, но почти всегда это делается ради собственного удовольствия. От этого хобби человек расслабляется, уходит от житейских проблем – многим доставляет удовольствие одно лишь созерцание своей коллекции. Стало интересно – а что собирают наши земляки?

Алена Соколовская, 27-летняя жительница Запорожья коллекционирует антикварных кукол, возраст которых – больше 100 лет.

– Я росла тихим, замкнутым ребенком, которого интересовали только игрушки. Тогда и начала собирать куколок, еще не зная, что возьму эту привычку во взрослую жизнь. Первые экземпляры моей коллекции были найдены в глухом селе Пологовского района, на чердаке у прабабушки. Вместе с ней мы затеяли уборку на чердаке, там я и обнаружила странные игрушки из лоскутков, ниток, разных сколотых пуговиц – прабабушка рассказала, что это забавы ее далекого и грустного детства.

Там же я нашла пупса, вырезанного из дерева и почерневшего от времени – не оставлять же такую красоту на пыльном чердаке! Отмыла, подремонтировала, приодела – это и были первые члены моей коллекционной семьи. Затем я повзрослела и полюбила ходить по блошиным рынкам, отыскивала кукол среди разнообразного товара. Что-то удавалось приобрести в родном Запорожье, но основные обитатели коллекции – зарубежные «гости».

Сумев в свое время угадать, какая профессия будет востребована, я выучилась, и теперь имею возможность летать по миру. К 27 годам удалось посетить 25 стран, во всех обязательно ищу старинных кукол. Коллекция получилась внушительная, но останавливаться не собираюсь. А вот родные и близкие не совсем понимают мою тягу к раритетным куклам: остерегаются мистики и тому подобного абсурда. Но я – девушка современная и думаю, что все эти куклы помогли мне стать увереннее в себе, – говорит Алена.

Что ж, собирать такие игрушки – дело весьма увлекательное, тем более если представить историю создания этих кукол, их «жизнь» и людей, которые ними играли – получается весьма занятно.

А вот запорожец Степан Ярухин собирает ложки, причем, предпочтение тоже отдает старинным экземплярам.

– В свое время кем я только не работал – от тракториста до участника экспедиции по раскопкам. Довелось побывать во многих республиках бывшего СССР, там и пополнял свою коллекцию. Собирать ложки я начал лет в 35, а сейчас их у меня более сотни. Жаль, только историю этих столовых предметов узнать не получится, а ведь среди них, наверное, есть те, кто побывали на войне вместе с солдатами, или остались после сноса домов, в которых жили поколения семей. Многие свои экспонаты я нашел глубоко в земле в полях, за чертой городов. Любою перебирать свои ложки, чистить их, прикасаться к ним, думая о том, как жили их прошлые владельцы и кем они были. Семье моя коллекция нравится, а когда пополняется новым экземпляром – радуемся с женой, детьми и внуками, – говорит мужчина.

А вот ножи и вилки Степан Ефимович принципиально не хочет принимать в свою, как он говорит, сокровищницу, хотя их тоже находил в немалом количестве. Считает, что колюще-режущие столовые приборы могут нести в себе агрессию, раздор и нездоровье.

У запорожской пенсионерки Валентины Васильевны большой врачебный стаж и, соответственно, своя коллекция:

– Лечить людей – мое призвание. А коллекция моя собрана из необычных предметов, которые проглатывали мои маленькие пациенты. К счастью, практически все они излечивались, но переполоха наделали знатного в свое время! Чего только не приходилось извлекать нам с командой врачей из ушей, носоглотки, живота малышни. Стеклянные шарики, крестики, колечки, пуговицы, булавки, ключи и даже гвозди! В моем собрании – самые трудные, опасные и запомнившиеся случаи. Хочу предупредить всех родителей: внимательно смотрите за своими детьми, ведь последствия могут быть весьма плачевными, – напоминает Валентина Васильевна.

Думаем, к совету опытного врача стоит прислушаться, ведь опасность лучше предупредить, чем устранять последствия.

Студент Павел Клименко коллекционирует гадальные карты Таро, собрание пополняет при каждом удобном случае:

– Таро – загадка, мистика и предсказатель. Я не только собираю колоды карт, но и отлично гадаю на них, друзья довольны, ведь многие из моих карточных пророчеств сбываются. Однажды был случай, когда при помощи гадания помог товарищу найти потерянные ключи от автомобиля, а ребятам из университета нагадал скорую свадьбу – через три месяца девушка согласилась выйти замуж за моего однокурсника, хотя поначалу не верила в предсказание.

Моя коллекция насчитывает более 25 колод, и каждая из них подходит под отдельно взятый случай. Например, чтобы узнать чувства людей друг к другу, пользуюсь одной, а вот определить, сдаст человек экзамен, купит ли машину – в работу идет другая. Кроме того, коллекционирую книги по Таро, ведь нужно научиться точно трактовать расклад. Денег за свое хобби пока не беру – опыта маловато, а в будущем – кто знает, может, достигну совершенства, тогда не грех принять вознаграждение. Тем более что мечтаю купить кожаную колоду карт Таро Райдера-Уэйта, стоят которые больше 4 тысяч долларов, – говорит Павел.

Также многие наши сограждане коллекционируют монеты, открытки, стики сахара из тех мест, где им приходилось бывать. Некоторым нравится собирать флажки из разных стран, авиабилеты, значки и прочее. И все опрошенные утверждают, что коллекционирование поднимает настроение.

Иногда люди занимаются этим из корыстных побуждений, вкладывая деньги в вещи, которые со временем станут дороже. Например, билет на рок-фестиваль Вудсток сейчас оценивается намного больше, чем он стоил в 1969 году. Коллекционирование – это еще и прибыльный бизнес. Но стоит помнить и о рисках, поскольку есть немало мошенников, готовых продать подделку. В общем, без бдительности здесь, как и везде, – никуда…

Марина УЛУНОВА

Поделиться