17 сентября сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций Украины отметили свой профессиональный праздник – День спасателя, утвержденный указом президента Украины в 2008 году. И, как показывает время, эта профессия не теряет своей актуальности и сегодня.

Запорожская область не обделена водоемами, но самыми популярными местами купания и летнего отдыха у нас являются Днепр и Азовское море. Именно в пределах этих акваторий происходит множество ЧП – и нередко с летальным исходом. Поэтому спасательная бригада для оказания первой помощи здесь просто необходима. Спасением людей на воде, а также поднятием утопленников на поверхность в этих районах занимается водолазная служба Аварийно-спасательного отряда специального назначения ГУМЧС Украины в Запорожской области.

В преддверии праздника в честь этой героической профессии мы встретились с начальником этой службы в нашем регионе Александром Суворовым и поговорили о трудностях, с которыми сталкиваются водолазы во время выполнения своей работы.

– Александр, прежде всего позвольте поздравить вас с профессиональным праздником и выразить признательность за ту нелегкую работу, которую делаете. Расскажите о ней, а также сложностях и рисках, с которыми приходится сталкиваться во время службы.

– Спасибо за пожелания! Профессия водолаза сама по себе мужская, интересная, требует серьезной физической и психической подготовки, хотя в наших рядах наряду с мужчинами сегодня работают и женщины. Чтобы служить в составе водолазной бригады, необходимо обладать крепким здоровьем, так как даже легкий насморк может иметь серьезные последствия при непосредственном погружении под воду.

Сама по себе работа непредсказуемая по причине того, что ты не знаешь, что тебя может ожидать под водой, какие сюрпризы. Был случай, когда мы совместно с полицией производили ряд криминалистических мероприятий по поиску улик преступления. Искали оружие, мобильный телефон, какие-то зацепки, которые могли бы помочь в расследовании, а в результате обнаружили труп человека, пропавшего два года назад. Естественно за это время с телом уже произошли страшные изменения. Сами понимаете, нужно обладать устойчивой психикой. Многие молодые ребята просто не выдерживают психологической нагрузки и покидают службу. Поэтому, прежде чем приступать к такой ответственной работе, претендент проходит подготовку и уже в процессе ее понимает, сможет он работать или нет. Многие ребята переходят к нам из других подразделений МЧС, проходят обучение, подготовку и приступают к работе водолаза.

– А существует ли какая-то максимальная глубина для погружения водолаза?

– Если человек прошел первоначальное обучение, ему дают допуск на погружение до 20 метров, но в наших краях такие глубины встретить практически невозможно. Мы каждый год подтверждаем квалификацию, где проверяется опыт водолаза и происходит аттестация количества проведенных «подводных» часов. По ее итогам повышается класс и дается разрешение на более глубоководные работы. А вообще с помощью оборудования разрешено погружение до 45 метров. Такие эпизоды бывают раз в 10 лет в каких-нибудь карьерах, где глубина достаточно серьезная.

– Я слышал, что при быстром поднятии водолаза наверх у него может ухудшиться слух и зрение, с чем это связано и как вы производите подъем?

– При пребывании водолаза какое-то время на глубине меняется давление и происходит насыщение крови азотом. У нас есть декомпрессионные установки специально для таких целей, позволяющие водолазу без ущерба здоровью выйти из погружения. Если глубина превышает допустимый уровень, применяются специальные барокамеры.

– За время службы какая глубина погружения была у вас максимальной?

– Мы проводили подводные работы в Адаровском карьере, там глубина 35 метров. На такие работы привлекаются достаточно опытные водолазы. В целях безопасности существует фиксированная скорость подъема водолаза на поверхность, которую нельзя превышать – если все делать согласно инструкции, то риск минимальный. Сейчас технологии развиваются очень быстро, и у нас уже появились подводные компьютеры, следящие за любыми изменениями и отклонениями от нормы, подводные таблицы декомпрессии, где все подробно расписано.

– Сейчас одним из популярных видов спорта является дайвинг. По вашему мнению, чем отличается работа водолаза от дайвинга?

– Я как раз пришел в профессию водолаза из дайвинг-клуба. У меня был опыт погружения под воду, но я понимал, что работа водолаза кардинально отличается от обычного подводного плавания. На работе мы сталкиваемся с экстремальными ситуациями, в отличие от дайверов. Если дайвинг – это в первую очередь хобби, а погружение осуществляется в чистых водоемах или морях, то в нашем деле приходится погружаться и в мутные воды, где видимость практически нулевая.

– Александр, насколько мне известно, водолазы занимаются не только поиском пропавших людей, но иногда достают из глубин боевые снаряды. В вашей практике были такие случаи?

– Да, у нас есть группа подводного разминирования, привлекавшаяся для работы в зоне АТО/ООС. Когда там были обстрелы, в воду попало много снарядов. Наша бригада выезжала в районы боевых действий и оказывала содействие Министерству обороны в разминировании подводного ландшафта. Такие выезды случаются, но редко. В большей части боевые снаряды находят на суше, где наши специалисты также оказывают помощь в их обезвреживании. Бывает, течениями намывает или размывает остатки снарядов Второй мировой войны. В этом году у нас было два подобных выезда.

– А случалось находить под водой какие-нибудь ценности или вещи, реликвии?

– Не знаю, насколько это ценная находка, но буквально лет пять назад в Приморске нашел бутылку, а в ней свиток. Самое интересное, что бутылка была современная. Открыли ее и достали оттуда скрученную в трубочку картину, на которой была изображена «Вечеря Господня». При этом неизвестно, сколько она под водой пролежала, но сохранилась в отличном состоянии! Мы принесли эту картину на базу и повесили у себя.

– Александр, что вы можете посоветовать людям, которые хотят связать свою судьбу с этой нелегкой профессией?

– В первую очередь нужна устойчивая психика и моральная готовность к тем трудностям, с которыми водолазу придется столкнуться в процессе работы. К нам приходят молодые ребята, с ними беседует психолог, поначалу они выражают готовность к работе. Но проходит буквально несколько месяцев, ученики набираются на тренировочных спусках опыта. Выезжаем с ними на рабочий вызов, задача – спуститься под воду и поднять утопленника. Некоторые после такого опыта отказываются от работы. Поэтому, прежде чем принимать решение стать частью семьи спасателей, лучше сто раз подумать.

Алексей ВЛАСОВ

Читайте также:

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться