Все актерские судьбы в чем-то схожи между собой. Путь к профессиональным вершинам – непрост. Но еще сложнее, идя по этому пути, никого не обидеть и не предать. Сохранить же в себе все лучшие человеческие качества, и пройдя этой дорогой, посвятить дальнейшую жизнь служению Богу – удел избранных. Заслуженная артистка УССР, актриса театра им. Н.А. Щорса (ныне театр им. В.Г. Магара) Агафья Лукинична Покорская – одна из немногих, кому подобное удалось. 

Поделиться

Все актерские судьбы в чем-то схожи между собой. Путь к профессиональным вершинам – непрост. Но еще сложнее, идя по этому пути, никого не обидеть и не предать. Сохранить же в себе все лучшие человеческие качества, и пройдя этой дорогой, посвятить дальнейшую жизнь служению Богу – удел избранных. Заслуженная артистка УССР, актриса театра им. Н.А. Щорса (ныне театр им. В.Г. Магара)  Агафья Лукинична Покорская – одна из немногих, кому подобное удалось. 

Запорожской сцене она посвятила 32 года, проработав в театре с 1936-го по 1968-й год. Но, несмотря на это, ее имя сегодня едва ли что-то скажет тому, кто детально не знаком с историей нашего храма Мельпомены. Но если говорить откровенно, о жизни Агафьи Лукиничны и мы узнали лишь после того, как ознакомились с документами, хранящимися в музее театра им. В.Г. Магара. Их здесь не так уж много – с десяток фотографий, запечатлевших Покорскую в разные годы и в разных ролях, копия трудовой книжки, а также воспоминания народной артистки Украины Татьяны Мирошниченко (1933-2009). Именно они и послужили толчком к тому, чтобы рассказать вам, дорогие читатели, об актрисе Агафье Покорской.

С одной стороны – вроде бы обычная жизнь, которая в те годы была у миллионов советских людей, пускай даже и связанных с искусством, но с другой – доброта, милосердие, жертвенность и любовь к ближнему – качества ценные во все времена и эпохи. Именно поэтому мы хотим, чтобы с воспоминаниями Татьяны Мирошниченко познакомились и вы:
 
«Агафья Лукинична была добрым, искренним и мудрым человеком. Она прошла тяжелый, длинный жизненный путь, на котором были и Гражданская война, и Великая Отечественная, и сталинские репрессии. Это уже далекие времена, но репрессии не обошли стороной ее семью. Муж был осужден, находился в сталинских лагерях, за какую провинность – неизвестно, тогда было не принято расспрашивать. А брали не только за слово или анекдот, но и за взгляд, и даже за молчание. Он возвратился из мест заключения только после смерти Сталина и несколько лет проработал в постановочной части театра. И вскоре умер.
 
Несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю, она была оптимисткой, человеком веселым, и за словом в карман не лезла. Сохранив в себе все лучшие человеческие качества, была образцом для коллектива театра.
 
У нее не было своих детей, но она стала матерью для совсем чужой девочки, вырастила ее, воспитала, отдала замуж и дождалась внуков.
 
Когда после всего пережитого ее здоровье ухудшилось, Агафья Лукинична решила, что рук не опустит, и будет бороться. Она поставила себе цель – прожить долгую жизнь, и занялась пчеловодством. Могла часами рассказывать о пчелах. Лечилась прополисом, маточным молочком, уговаривала Владимира Магара (тогдашнего главного режиссера театра) и других актеров следовать ее примеру. Всегда помогала, давала советы, была доброй и милосердной.
 
Внешне выглядела аккуратно, будто бы застегнутой на все пуговицы. Как сейчас вижу ее в кремовой блузе с длинными рукавами, на воротнике – брошь «Камея», очень модная в те годы. Вязаный жилет, узкая и длинная габардиновая юбка (черная или синяя). В холодное время года на плечах всегда пуховой платок.
 
Актерская нагрузка в последние годы была у нее небольшой, поэтому по собственной инициативе Покорская создала в театре библиотеку и работала в ней бесплатно, даже после ухода на пенсию. Когда отдыхала? Возможно, по дороге на работу и домой. Или когда брала в руки свое любимое вязание.
 
Фена Лукинична жила в «актерском доме» на улице Дзержинского. В квартире у нее было аккуратно и красиво. В красном углу – иконы, под ними стол с гобеленовой скатертью.
 
 
Много главных ролей она не играла, но Магар очень ценил ее способность создавать правдивые образы, где каждое слово было на вес золота. Кроме этого, Агафья Лукинична была талантливой чтицей, принимала активное участие в концертной работе еще со времен Великой Отечественной войны. Она читала в госпиталях, в основном юморески. Однажды, во время одного из концертов в прифронтовом госпитале она читала юмореску «Дунька-свинопаска». Один из солдат смеялся громче всех, а сам был без рук и ног…
 
Агафья Лукинична была глубоко верующим человеком, и когда отправилась на заслуженный отдых, полностью посвятила себя духовной жизни… Она была прихожанкой храма на Малом рынке (ныне храм святых Петра и Февронии – авт.), пела в церковном хоре, делала свечи. Ее последующий уход в монастырь был подготовлен всем образом жизни, который она вела. Обладая всеми человеческими добродетелями, она получила полное право посвятить себя служению Господу Богу».
 
 
Во истину, неисповедимы пути Господни! Бывшая актриса стала схимонахиней Анной, насельницей Самарского Пустынно-Николаевского монастыря, что в  городе Новомосковске Днепропетровской области. Она пришла в ограду святого вместе с первыми поселенцами после возвращения обители в лоно Церкви и уже не покинула ее никогда.
 
Когда сестры-монахини перебирались в областной центр, в Тихвинскую обитель, матушке Анне, принимая во внимание ее достаточно солидный на то время возраст, разрешили остаться в обители. Хотя сам монастырь стал мужским.
Земной путь схимонахини Анны завершился в 2006 году, когда на 101-м году жизни (Агафья Покорская родилась в 1905 году), она мирно отошла к Господу.
 
Редакция газеты «Запорожье Вечернее» выражает глубокую признательность
хранителю музея театра им. В.Г. Магара Людмиле Смыченко
за предоставленные материалы
 
 
 
 
 

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Поделиться
Категорії:Персона