Каждый календарный год, порядковый номер которого без остатка делится на 4, называется високосным. Таковым является каждый четвертый год. Например, 2012-й, 2016-й, 2020-й. В отличие от «нормальных» лет, в високосном году не 365 суток, а 366. Почему так, знают все.
Каждый календарный год, порядковый номер которого без остатка делится на 4, называется високосным. Таковым является каждый четвертый год. Например, 2012-й, 2016-й, 2020-й. В отличие от «нормальных» лет, в високосном году не 365 суток, а 366. Почему так, знают все: из-за особенностей вращения Земли вокруг Солнца раз в четыре ее полных оборота набегают четыре четверти «непристроенных» суток; в сумме эти четвертинки дают как раз 24 часа, поэтому их «вставляют» в годовой цикл в качестве 29-го февральского дня. Остаются, правда, «лишние» минуты с секундами, но еще одни целые сутки они образуют раз в 144 года. По этой причине начиная с 2100 года Рождество Христово будет отмечаться не 7-го, а 8-го января по новому стилю. А с 2244 года – 9 января. И т.д., и т.п. Теоретически возможен вариант, когда Рождество и Воскресение Христово наши далекие потомки отметят в один и тот же день. Или сначала будет Рождество, а на другой день – Пасха. И наоборот.
Менее известно, что означает слово «високосный» и почему 28-29 дней досталось только февралю – остальным месяцам по 30 (+1) дней. Так вот, славянское слово «високосный» – это сильно искаженный латинский термин bis sextus – «дважды шестой». С ним произошло то же самое, что и с метафорой aqua vita («оковита») в малороссийском произношении.
Но что такое «дважды шестой»? Чтобы понять это, нам придется совершить экскурс в древнеримскую историю. В 45 году до н.э. император Юлий Цезарь провел очень важную реформу: лунный календарь был заменен солнечным как более удобным и точным. Но к первому были привязаны языческие празднества, имевшие статус государственных, т.е. обязательных для всех граждан. И вот тут начались проблемы.
В чем проблема лунного календаря? Лунный месяц имеет 28-29 суток. Иначе говоря, в астрономическом году всегда 12 «стандартных» лунных месяцев плюс 10-11 «лишних» суток. К тому же начало каждого лунного месяца не привязано к конкретной дате солнечного календаря: его началом является появление в ночном небе т.н. «молодика». Отсюда – постоянное смещение лунных месяцев вперед по часовой стрелке. Время от времени это приводило к забавным курьезам. Например, праздник сбора урожая мог выпасть… на зиму. Дабы избежать подобного рода несуразностей, римляне периодически, по мере необходимости вводили в лунный календарь дополнительный месяц – 13-й по счету (примерно 10+10+10 «лишних» суток). Виртуальный, говоря современным языком. И «вставляли» его – внимание! – между 23 и 24 февраля. Ибо февраль (Februarius mensis – т.е. месяц, посвященный италийскому богу Фебрусу) был последним месяцем римского календаря. «Обнулять» внутри него 13-й месяц казалось логичным. Отметим также, что в принципе «вставку» могли сделать между двумя произвольно взятыми числами февраля. По неизвестным нам причинам выбор пал именно на его 24-й день.
Но 24 февраля – это всегда 6-й день до начала марта по лунному календарю. А в Древнем Риме исчисление дней велось не так, как теперь: подсчитывали, сколько дней осталось до начала следующего лунного месяца, а не сколько дней прошло с начала текущего. Вот и получилось, что после 45 года до н.э. в первом же 366-дневном году по солнечному календарю было целых два следующих друг за другом дня, которые были обозначены как 24 февраля. То есть второй из них стал bis sextus’ом. И так продолжалось достаточно долго – до тех пор, пока астрономы не предложили раз в четыре года добавлять к короткому «солнечному» февралю 29-е число, а 24-е, так сказать, «оставить в покое». В принципе сделать это можно было бы и сразу, но тут сработала хорошо всем нам знакомая инерция мышления*. По той же инерционной привычке каждый четвертый год, состоящий из 366 суток, стал именоваться bis sextilis – «вторым шестым», сиречь високосным. Хотя правильнее было бы именовать его просто «четвертным», т.е. anno quadris’ом.
Суеверные люди склонны приписывать ему особые магически-мистические свойства, каковых у него на самом деле нет, так как быть не может. Единственным реальным неудобством 29-го февраля является то, что люди, родившиеся в этот день, каждые три года вынуждены отмечать свой день рождения 1 марта. С именинниками проще: те православные христиане, которые наречены в честь иеромонаха Кассиана Римлянина, Памфила пресвитера и Валента диакона, могут отметить свой день ангела 28 февраля. Хотя сейчас так очень редко называют.
И кстати, ведомо ли вам, что до большевистской революции 29 февраля именовалось Касьяновым днем, а високосный год – Касьяновым годом? Теперь уж точно знаете.