Значок сайту Прес-центр

«Мутки» на мутациях: мир еще попляшет под коронавирусную истерию!

Недавнее предложение американского президента Джо Байдена снять патентную защиту вакцин от коронавируса не нашло отклика в Европе. Евросоюз и Великобритания четко дали понять, что не поддержат затею Белого дома, которую фармацевты наравне с экспертами в сфере здравоохранения и без того называли мертворожденной.

Отменить патенты попросили еще осенью Индия и Южная Африка – две не самые богатые страны, которые накрыла мощная волна мутировавшего коронавируса. При этом следует отметить, что Запад всегда был против отказа от защиты собственного медицинского ноу-хау. Но в мае США неожиданно совершили разворот на 180 градусов, чем огорошили союзников и собственные фармацевтические компании. Белый дом представил отмену патентов как способ ускорить вакцинацию от Covid-19 во всем мире и положить конец эпидемии.

Однако эксперты сочли ход Джо Байдена и компании хитрым переговорным маневром, цель которого – отвести от США критику со стороны бедных стран, недовольных тем, что коллективный Запад ни в какую не желает делиться вакцинным изобилием, пока не привьет собственное население. А заодно сделать фармацевтов более покладистыми в обсуждении цен и международной помощи, подвесив над ними дамоклов меч в виде угрозы раскрыть все их секреты. Евросоюз, Швейцария и Великобритания удивились и осторожно усомнились в пользе таких радикальных шагов.

В Европе говорили: вполне достаточно поделиться готовыми вакцинами, в крайнем случае – частично и разработками. А вот распахивать двери в лаборатории ни к чему – китайцы и другие конкуренты получат доступ к технологиям и воспользуются ими для конкуренции с западными компаниями, а не для реальной борьбы с охватившей планету эпидемией.

Переговоры о приостановке действия коронавирусных патентов безнадежно тянулись с осени прошлого года и увязли окончательно в спорах 164 стран-членов Всемирной торговой организации. Перемена позиции США сдвинула дело с мертвой точки в начале мая. Но Вашингтон поддержал предложение Индии и Южной Африки с оговоркой: мол, для начала откажитесь-ка от требований дать вам права не только на вакцины, но и на препараты и оборудование для лечения ковида, а также от доступа к данным клинических испытаний. А взамен Белый дом обсудит только отказ от патентов на вакцины, и то временный – до окончания эпидемии.

Евросоюз, впрочем, стоит на своем: проблема не в патентах, а в недостатке сырья и мощностей для производства вакцин по защищенной в Европе технологии. Даже если все такие патенты станут общественным достоянием, наладить производство в третьих странах будет невозможно без помощи разработчиков ноу-хау, а у них нет ни ресурсов, ни желания. Но даже если они найдутся, на создание высокотехнологичного производства уйдут годы – а колоться нужно уже сейчас.

– В реальности главная проблема на данный момент заключается в отсутствии производственных мощностей для быстрого выпуска необходимого числа вакцин, – сказал торговый комиссар ЕС Валдис Домбровскис, представляя европейские предложения. Они просты и не включают отмену патентов.

Евросоюз предложил 164-м странам ВТО сосредоточиться на снятии торговых барьеров для поставок готовой вакцины и мобилизовать для ее производства все пригодные фармацевтические предприятия. А вопрос ноу-хау решать в рамках уже существующего механизма принудительной передачи лицензий в исключительных случаях.

– Мы и сами продолжим наращивать производство, – пообещала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. – ЕС предпочитает в ближайшие месяцы, если не годы, обойтись предложенным набором инструментов. И предлагает конкретные решения проблемы всеобщего доступа к вакцинам по разумной цене в кратко- и среднесрочной перспективах. Мы обсудим пути достижения этой цели, – сказала она.

Но вся эта катавасия с вакцинами и патентами на них была до того, как в мир просочился новый штамм ковида – «омикрон». Он, как отметила группа экспертов, имеет большое число мутаций, многие из которых вызывают серьезную обеспокоенность. По словам представителя Всемирной организации здравоохранения Марии ван Керкхове, имеющаяся в распоряжении организации информация по поводу новой мутации пока ограничена.

– Сейчас имеется менее 100 полногеномных последовательностей. Нам пока не очень много известно. Что мы знаем наверняка: данный вариант штамма вируса имеет большое число мутаций. Это вызывает обеспокоенность, поскольку множество из них может повлиять на поведение вируса, – сказал она.

Представитель ВОЗ объяснила, что ученые сегодня пытаются определить природу этих мутаций и узнать, что они потенциально означают для диагностики, лечения и вакцин. «В настоящее время ведется большая работа. Нам потребуется несколько недель, чтобы выяснить, к чему приведет этот отслеживаемый сейчас вариант», – добавила Мария ван Керкхове.

Поскорее бы нам, то есть всему миру, выпутаться из этого короновирусного болота. И так уже все вымотаны практически в «труху». А тут еще новые штаммы растут, как грибы после дождя, – соответственно, и вакцины новые применительно к ним нужно будет разрабатывать.

Это деньги – и не то что приличные, а колоссальные. Платить же по счетам придется государствам – вернее, налогоплательщикам. При том, что не сегодня-завтра ученые зафиксируют где-нибудь новый штамм коронавируса. А после – еще и еще, пока весь латинский алфавит не закончится, да и все другие тоже, и вдобавок выдуманные слова-названия. Короче говоря, веселенькое у этого мира будущее…

 

Олег ТЕЛЕГА

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Вийти з мобільної версії