В 2016 году 11 школ Запорожской области стали первыми участниками пилотного практического научно-педагогического эксперимента по развитию инклюзивной образовательной среды. Инициатором проекта выступила председатель Благотворительного фонда Порошенко, супруга президента Украины, Марина Порошенко.
В 2016 году 11 школ Запорожской области стали первыми участниками пилотного практического научно-педагогического эксперимента по развитию инклюзивной образовательной среды. Инициатором проекта выступила председатель Благотворительного фонда Порошенко, супруга президента Украины, Марина Порошенко.
В новом учебном году, за парты сели десятки учеников с особыми потребностями. Каждый такой ребенок требует индивидуального подхода. Рассказать об интеграции в образовательный процесс детей с нарушениями слуха ПОЗИЦИЯ попросила эксперта-консультанта, учителя-сурдопедагога коммунального учреждения «Запорожская областная психолого-медико-педагогическая консультация» Запорожского облсовета Любовь Маркову.
– В чем главный принцип инклюзивного образования?
– Давайте уточним, что представляет собой инклюзивное образование. Обучение и воспитание детей с особыми потребностями вместе с их здоровыми сверстниками? Да, но не только. Главный принцип инклюзивного образования – «…не ребенок приспосабливается под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». Вопрос не в том, насколько реально сделать это качественно. Первоочередная задача – в рамках инклюзивной среды учесть специфику обучения особенных детей.
Обучение детей с сенсорными и двигательными нарушениями в детском саду, школе – относительно новое явление для системы образования Украины. Но несмотря на это процесс их интеграции в общеобразовательные учреждения набирает обороты.
– Ваши воспитанники – дети с нарушениями слуха. Легко ли с ними работать?
– Дети с нарушениями слуха, особенно глухие, наиболее сложная и трудно интегрируемая категория. Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на психическое развитие.
Для обучения ребенка с нарушением слуха в инклюзивном классе необходимы как минимум три составляющие: помощь сурдопедагога, заинтересованное отношение учителя, системная работа родителей. Чем раньше у ребенка выявлено нарушение слуха, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ним и окружающим микросоциумом.
Действующие сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей ориентированы на разностороннее развитие на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам. В решении проблемы интеграции ребенка с нарушением слуха значим именно дошкольный период, когда развиваются различного рода практические, умственные способности, вырабатываются нравственно-волевые качества, формируется характер и личность в целом.
Родители и педагоги должны знать, что далеко не все дети с нарушением слуха могут успешно обучаться в инклюзивных классах, поскольку к началу школьного обучения у них разный уровень общего и речевого развития.
Можно условно выделить три группы слабослышащих и даже глухих детей, готовых к обучению в общеобразовательном учреждении, в инклюзивном пространстве.
Первую группу составляют дети с незначительным понижением слуха: они обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Ко второй относятся дети, которые независимо от степени снижения слуха в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Третья группа – это дети, потерявшие слух в возрасте 5–6 лет (или позже). Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего речь такого ребенка не отличается от речи слышащих сверстников, однако в силу внезапной потери слуха они утратили возможность понимать устную речь окружающих.
Следовательно, если дети с незначительным снижением слуха готовы к обучению даже при отсутствии систематической помощи со стороны сурдопедагога, то с детьми второй и третьей групп должна быть систематическая интенсивная работа сурдопедагога и ежедневное участие в ней родителей.
– Насколько для ребенка с нарушением слуха, который учится в общеобразовательном учреждении (инклюзивном классе, группе), важна постоянная коррекционная поддержка?
– Очень важна. Ее отсутствие не позволит максимально реализовать реабилитационный потенциал, что создаст для ребенка серьезные проблемы в получении образования. Для того чтобы этого не произошло, работают психолого-медико-педагогические консультации, сурдологические центры при спецшколах, где оказывается квалифицированная помощь. По мере обращения родителей она может быть постоянной и носить характер регулярных коррекционных занятий.
– При выборе инклюзивного обучения родители ребенка с особыми потребностями должны учитывать его мнение?
– Обязательно, так как его психологическая готовность и желание учиться вместе со слышащими сверстниками должны быть для них главным аргументом. Особенно это важно для детей школьного возраста. Главным же правилом при организации обучения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении должен быть принцип «Не навреди!».
Валентина БУТ