Прес-центр

Есть такая работа: дарить смех

«Человек не беден, если он еще способен смеяться».

Альфред Хичкок

Учитесь больше смеяться – это жизненное кредо представителя запорожской общественной организации «Смехоносы» Татьяны Субботник. Почти каждый день у нее – 1 апреля, и она считает, что кроме актерского таланта клоун должен обладать яркой внешностью, физической подготовкой, изобретательностью и отменным чувством юмора.

– Татьяна, остроумие – это талант. Как вы думаете, клоунами становятся или рождаются?

– На самом деле они в большинстве своем очень даже серьезные в жизни люди, ответственные и надежные. Но наигравшись в эту серьезность и осознав, что она не дает почувствовать главное – вкус жизни, наносят клоунский грим, вспоминают свое детство, когда окружающий мир выглядел ярким и добрым. В общем, происходит возврат к несерьезности, естественности, потому что так намного интереснее.

– Какими качествами надо обладать, чтобы смешить людей? Это обычная работа или состояние души?

– Важно чувствовать другого человека. Нет рецепта или общей схемы, как рассмешить всех. Нужно уметь импровизировать, пробовать разные подходы. Вообще, клоун – профессия рискованная и опасная, ведь каждый раз приходится делать шаг в неизвестное. Все хотят, чтобы работа доставляла удовлетворение. А вдобавок получать за нее деньги – двойное удовольствие. В любой области можно стать профессионалом, все зависит от желания и настойчивости. Профи востребованы везде, а качественное развлечение ценилось всегда. Так и клоунада может стать работой по душе, которая еще и оплачивается.

– Вы по-доброму смеетесь? Или юмор – это серьезно?

– Серьезно смеяться? Вы так умеете? Я – нет.

– Легко ли дарить веселье детям, находящимся на лечении в больницах? Это уже более глубокая психология. В чем специфика таких выходов?

– Эти дети очень нуждаются в легких, веселых и живых ощущениях. Ведь что их окружает в больнице? Строгость, какие-то запреты, переживания родителей. Для ребенка это трудные эмоции. А во время наших выступлений и малыши, и подростки оживают, в их глазах загорается огонек. Недаром же существует поговорка: «Смех – лучшее лекарство».

– Однако некоторые люди боятся клоунов…

– В основном, сказывается неудачный прошлый опыт общения с ними. Например, родители привели малыша на праздник, желая доставить ему удовольствие. Представьте, что на ребенка надвигается огромная разукрашенная рыже-красно-белая физиономия, буквально ошарашивающая своей яркостью. Это действительно может вызвать ужас. Такое бывает, но не с нашими больничными клоунами. Мы в своей работе всегда соблюдаем безопасное расстояние и присаживаемся на уровень глаз ребенка, устанавливаем контакт. Был случай, когда моя коллега Светлана Ушакова исправила такой негативный опыт у девочки лет 12-ти – клоунов та больше не боялась.

– Скажите, вы кого-то разыгрывали 1 апреля? Над чем ваши друзья или зрители смеются больше всего?

– На День смеха у нас есть прекрасная традиция – выходить на улицы Запорожья всей командой и импровизировать с прохожими. Розыгрыши и шутки рождаются сами, коллективно, и обычная реакция людей – от недоумения до искреннего смеха.

– А над самими «Смехоносами» можно пошутить?

– Конечно! Это же так приятно – почувствовать себя разыгранным. На каждом занятии «Школы клоунов» шутим друг над другом, а розыгрыши устраивает одна из наших руководителей Светлана Ушакова: у нее неисчерпаемый запас идей и экспериментов.

– Как обычно настраиваетесь на позитивный лад перед выходом на сцену?

– Мы работаем в команде, чувствуем себя одним организмом. И перед любым выходом создаем это «единое поле» открытостью и доверием. На выходах всегда чувствуешь поддержку, всегда есть тот, кто может подстраховать.

– Клоун на сцене и в жизни – два разных человека?

– Один и тот же, просто на публике он показывает свою игровую сторону – то, что в социуме приходится сдерживать. Все клоуны разные, а их образы формируется из индивидуальности. У меня есть любимые клоуны – мастера, у которых интересно и полезно перенимать опыт. Обожаю Вячеслава Полунина. Из наших коллег – Яна Томаса Рогала из Днепропетровска, Костю Седова из России. Но похожей быть ни на кого не хочу  – нужно найти свой личный образ.

– Классические шутки вам близки? Как считаете, юмор с возрастом стареет?

– Классические – это как? Одна и та же всем известная шутка? Все зависит от обстоятельств и настроения. Ведь важна не сама шутка, а суть, которую она несет. Тогда все к месту. Юмор на то и юмор, чтобы быть молодым, он несет задор. А человек с задором разве может выглядеть старым?

– Почему в Украине и в Запорожье мало женщин-клоунов?

– Мало? А вот нам бы парней побольше в команду. В нашей деятельности – больничной клоунаде – наоборот, больше женщин. Может, потому, что у нас есть акцент на умении чувствовать и находить подход. Мне кажется, женщины-клоуны просто не стремятся стать знаменитыми и известными, а скромно и с любовью делают свою работу.

– Татьяна, поделитесь секретом, как рассмешить самую «тугую» публику? Есть какая-то фирменная шутка?

– Конечно. Таких людей мы «лечим»: ставим градусники, делаем уколы, меряем пульс, а потом забираем деньги и уходим. Ну, а если честно, мы никого специально не пытаемся развеселить – просто создаем атмосферу легкости и веселья и сами получаем удовольствие от игры. А это мало кого оставляет равнодушным.

– Чем планируете удивлять запорожцев?

– Идей много. В ближайшее время начинаем подготовку к двухдневному фестивалю «Смехофест», кроме того, у нас регулярно работают направления «Плейбек-театр» и «Школа клоунов». Недавно командой, во главе с тренером Светланой Ушаковой, открыли новый проект, дали серию уникальных мастер-классов «Осознанность – путь к успеху и процветанию». Так что милости просим – учитесь веселиться!

Виктория ПЕТРАШ

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Вийти з мобільної версії