В этом номере мы завершаем публикацию эксклюзивного репортажа Леонида Луцкого о его пребывании в Армении.

Поделиться

 В этом номере мы завершаем публикацию эксклюзивного репортажа Леонида Луцкого о его пребывании в Армении.

Да простят меня армяне, но Севан, самое большое пресноводное озеро на Кавказе, до боли напоминает Кинерет (Тивериадское озеро, – Авт.)  в миниатюре. Только оно высокогорное, а наше ниже уровня моря. И площадь самой Армении соразмерна с Израилем, и езды от Еревана на Севанский полуостров какой-то час.

Там знаменитый монастырь Севанаванк, для армян столь же значимый, как для христиан церкви вокруг Кинерета. Теперь здесь ступала нога еврейского человека. Скажу больше, он там обедал, в восхитительной мраморной беседке на берегу.

Вдоль берега стоят молодые люди с растопыренными руками, демонстрируя богатый улов. Безумно смешно. В непогоду их заменяют манекенами. Везде присутствует лаконичная табличка «Рак». Знаменитый голубой севанский, король раков на всем постсоветском пространстве.

А теперь нам в Дилижан, высокогорный город-курорт, где, как известно, вторая вода в мире. Глотните водички и поговорите с памятником героям «Мимино»:

– Вторая вода в мире.

– А первая в Ереване, да?

– Нет, в Сан-Франциско.

– А, Боржом. Сначала подумай, потом говори.

Кстати, похожий памятник, та же троица – Рубен Хачикян, Валико Мизандари и Иван Волохов стоят на площади Авлабари в центре армянского квартала в Тбилиси. Подначки и анекдоты в адрес друг друга вы услышите в Армении и в Грузии в товарном количестве, но они добрые, в истории двух народов крови не было.

Здесь, в Дилижане, Мандельштам писал свой цикл «Армения», называя эту страну «Орущих камней государством», каково?!

Старинными и уютными улочками Дилижана хорошо побродить, купить в сувенирных лавках ювелирку, шитье, вязание и керамику и двигаться дальше. Куда? Опять в горы, в Цахкадзор.

Здесь лыжный сезон длится с середины ноября до середины апреля, три канатно-кресельных подъемника, трассы разной категории сложности и желоб для сноубординга. А ночевали в Golden Palace Hotel &Spa GL. Ресторан, сигарный бар, бассейн, мрамор, бронза, статуи, словом мечта кибуцника о шикарной жизни.

И казино «Сенатор», доводящее пожилых израильтян до экстаза. Я с ними летел туда и обратно, абсолютно счастливые люди.

Спится в горах, в пятизвездочном номере превосходно, может нашу журналистскую шпану не туда положили. За пять звезд 93 доллара, Европа корчится от зависти.

Пора возвращаться в Ереван, мы еще не видели «Вернисаж». Язык не поворачивается назвать его Блошиным рынком.

Ковры, которые ткут только в Армении, смешные куклы ручной работы, инкрустированные нарды и шахматы, домотканые сумки на зависть всем израильским модницам, поделки из дерева, шкатулки, тростниковые флейты – дудуки, кинжалы, фарфор, керамика, картины, серебро и камни, вышивка, кувшины, блюда…

Бродить можно долго, прерываясь на кофе и вполне пристойное местное пиво. Редко какой турист уйдет отсюда с пустыми руками, а если пожлобничает, будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Быть в Ереване и не посетить Центральный рынок? Хоть время и поджимало, но от здешней красоты можно поехать мозгами.

Чурчхелу в Армении называют сладким суджухом, она намного длиннее и толще грузинской, внутрь идут грецкие орехи, миндаль, фундук, изюм, ядрышки абрикосовых косточек, а качестве сиропа используется не только сгущенный виноградный сок, но и гранатовый, яблочный и абрикосовый. А пастила – фруктовый лаваш из кизила, вишни, слив, яблок и абрикос! Самые экзотические сорта варенья и сухофрукты, скажем янтарная черешня, фаршированная орехом и лимоном. 

Варенье из крупного кизила и молодых орехов, затейливым образом сушеные сухофрукты. А также зелень, сыры и прочие гурманские радости. Тебе все дают попробовать, вернее запихивают в рот огромные куски, шпигуют, как рождественского гуся. К автобусу еле доползли.

Даже у язвенника тур в Армению будет непременно с гурманским оттенком. Армянская кухня, по мнению непререкаемого авторитета Вильяма Похлебкина, самая древняя в Европе и самая трудоемкая.

Скажем, знаменитую кюфту можно приготовить долго-долго отбивая говядину лучших сортов на камне, предварительно вынув из нее все жилки, взбив, добавив коньяку и остальные ингредиенты. Рецепт не рассказываю, потому что терпения ни у кого не хватит. Или вот ариса – курица с кашей из круглозерной пшеницы со сливочным маслом, на варку которой уйдет часа три-четыре.

Супы армянские изумительные, бозбаш из баранины или из нее же царский суп пити с хумусом, алычей и сухофруктами, как нам подали. Здесь оленину варят с курицей в курином бульоне. Когда-то было повседневным блюдом, жили люди!

Или к примеру, тжвжик, попробуйте произнести: говяжье сердце и печень с кореандром, помидорами и прочей красотой. Фирменные рестораны закупают дорогущий шафран килограммами. Десятки видов шашлыков и кебабов в хорошем меню!

Толма непременно с бараниной, это вам не наша израильская обманка с пустым рисом и зеленью, завернутая в виноградные листья. И почему только виноградные листья? Нам подали толму еще и в луке, в кабачках. А севанская форель – ишхан, или другая здешняя рыбка – кохак, шашлык из сига.

Но вершину армянской кухни я попробовал на Севане. Кебаб из раковых шеек, вершина блаженства. Это сколько нужно поймать раков, чтобы оторвать раковые шейки, перемолоть их, добавить соль, перец и сливочное масло, подержать в холодильнике, чтобы мясо не отваливалось от шампура, обвалять специями и быстро пожарить на «седых», чуть остывших углях!

Выбирайте тщательно гурманские рестораны, не жалейте денег, все значительно дешевле чем у нас, консультируйтесь с официантами по поводу выбранных блюд, вы хозяин собственных сладких воспоминаний. 

В аэропорту замерли у огромного стекла, последний раз любуясь Араратом во всей открывшейся красе, казалось можно потрогать. Мы вернемся…

Фото: Макса ЛУРЬЕ

Леонид ЛУЦКИЙ 

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Поделиться
Категорії:Вікно у світ